Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике» № 696-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «усовершенствование правоотношений и законодательных актов в сфере таможенного регулирования, совершенствование механизма реализации функций таможенных органов».

В частности, законопроектом предлагается установить механизм по предотвращению задержек таможенного оформления при проверке правильности классификации товаров согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, а также исключить случаи уклонения юридическими и физическими лицами от уплаты таможенных платежей в полном объеме и от установленных мер нетарифного регулирования.

По мнению разработчика, действующая редакция Закона Донецкой Народной Республики от 25 марта 2016 года № 116-IНС «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике» (далее – Закон № 116-IНС) не содержит действенных механизмов противодействия уклонению от уплаты таможенных пошлин путем занижения таможенной стоимости товаров, ввозимых и вывозимых через таможенную границу Донецкой Народной Республики.

Проведенный анализ показал, что положения законопроекта не противоречат действующему законодательству Донецкой Народной Республики и внутренне согласованы.

Вместе с тем законопроектом предполагается изменение существующего подхода к таможенному декларированию путем предоставления права таможенным органам выдавать предварительные решения по классификации товаров согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на основании письменного заявления заявителя.

В связи с этим Верховный Суд Донецкой Народной Республики обращает внимание на необходимость получения положительного заключения республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере таможенного дела, а также Правительства Донецкой Народной Республики, поскольку согласно части 3 статьи 14 Закона № 116-IНС Правительство Донецкой Народной Республики осуществляет общее руководство таможенным делом в Донецкой Народной Республике.

Кроме того, что в тексте законопроекта нарушены требования пункта 11 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проекта закона в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы. 

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует учесть указанные замечания и предложения.