Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики» № 693-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «уголовно-правовое закрепление запрета на управление транспортным средством в состоянии опьянения. Также криминализация деяния направлена на реализацию превентивной функции уголовно-правовых норм в обеспечении правопорядка и безопасности на территории Донецкой Народной Республики».

В частности, законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики (далее – УК) статьей 3091 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию», содержание которой основано на положениях статьи 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

В качестве обоснования необходимости принятия законопроекта разработчик указывает на то, что «в практике нередки случаи, когда лицо, уже лишенное права управления транспортными средствами за управление ими в состоянии опьянения и подвергнутое административному наказанию вновь садилось за руль автомобиля в состоянии опьянения, подвергая себя и окружающих его граждан опасности. Административное наказание часто не способствует исправлению указанных граждан».

Обращаем внимание на диспозицию состава преступления, изложенную в предлагаемой редакции статьи 3091 УК: «Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом … имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями 2, 4 или 6 статьи 309 настоящего Кодекса либо настоящей статьей – …».

Стоит отметить, что в данном случае указание конструкции «в состоянии опьянения» является излишним, так как объективная сторона преступлений, закрепленных в частях 2, 4, 6 статьи 309 и рассматриваемой статье, уже предполагает нахождение субъекта преступления в состоянии опьянения.

В свою очередь, наличие данной конструкции в статье 264.1 УК РФ обуславливается внесенными в апреле 2019 года изменениями в части 2, 4, 6 статьи 264 УК РФ (Федеральный закон Российской Федерации от 23.04.2019 № 65-ФЗ «О внесении изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»), предусматривающими ужесточение ответственности лица, управляющего транспортным средством и нарушившего Правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, при условии наступления тяжких последствий, если это лицо скрылось с места совершения противоправного деяния. В частности, указанные структурные единицы УК РФ были дополнены альтернативной объективной стороной, не предполагающей привязки к состоянию опьянения.

При этом подобные изменения не вносились и не предлагаются к внесению в аналогичные структурные единицы УК (части 2, 4, 6 статьи 309).

На основании изложенного предлагаем в статье 1 законопроекта слова «за совершение в состоянии опьянения преступления» заменить словами «за совершение преступления».

В остальном положения представленного проекта нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству и внутренне согласованны, что обеспечит максимальную полноту регулирования соответствующей сферы правоотношений.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.