Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» № 692-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «установить определенность, ясность и согласованность в системе правового регулирования деятельности религиозных объединений (религиозных организаций и религиозных групп) в соответствии с их конфессиональными нормами, не противоречащими законодательству Донецкой Народной Республики».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

В пункте 3 статьи 1 законопроекта предлагается часть 8 статьи 7 Закона Донецкой Народной Республики от 24.06.2016 № 140-IНС «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (далее – Закон № 140-IНС) после слов «уполномоченным органом» дополнить словами «при условии соблюдения религиозными организациями своих конфессиональных норм».

Соответственно, в случае принятия законопроекта в предложенной редакции часть 8 статьи 7 Закона № 140-IНС будет изложена следующим образом:

«Форма Реестра религиозных групп, документов, уведомления о начале деятельности, уведомления о постановке на учет, форма уведомления о продолжении деятельности, об изменении сведений, указанных в уведомлении о начале или продолжении деятельности, утверждаются уполномоченным органом при условии соблюдения религиозными организациями своих конфессиональных норм».

Стоит указать, что предложенное изменение представляется нелогичным, так как возможность утверждения уполномоченным органом вышеуказанных форм будет поставлена в зависимость от соблюдения религиозными организациями своих конфессиональных норм.

На основании изложенного предлагаем пункт 3 статьи 1 законопроекта исключить.

Далее, пунктом 4 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 8 статьи 10 Закона № 140-IНС изложить в следующей редакции:

«В уставе религиозной организации указываются … сведения, относящиеся к особенностям деятельности религиозной организации с учетом ее конфессиональных норм».

Следует отметить, что в данной структурной единице законопроекта не конкретизирована часть в статье 10 Закона № 140-IНС, в которую вносятся изменения.

Также обращаем внимание на то, что некоторые из указанных в предложенной редакции сведения уже закреплены в пунктах 1-7 части 2 статьи 10 Закона № 140-IНС. В частности, указанными пунктами предусмотрено, что «В уставе религиозной организации указываются:

1) наименование, сведения о месте нахождения (адрес), территориальная сфера деятельности религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;

2) цели, задачи и основные формы деятельности;

3) порядок создания и прекращения деятельности;

4) структура организации, органы ее управления, порядок их формирования и компетенция;

5) источники образования денежных средств и иного имущества организации;

6) порядок внесения изменений и дополнений в устав;

7) порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности…».

В связи с этим предлагаем в пункте 4 статьи 1 законопроекта слово «сведения» заменить словами «другие сведения».

Пунктом 8 статьи 1 законопроекта предлагается статью 16 «Конфессиональные нормы» Закона № 140-IНС изложить в новой редакции.

Следует отметить, что в предлагаемой редакции части 2 статьи 16  Закона № 140-IНС используется конструкция «нормативный акт», которая не соответствует понятийно-терминологическому аппарату, применяемому в Законе Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC  «О нормативных правовых актах». В частности, в указанном Законе используется термин «нормативный правовой акт».

Кроме того, абзацем первым предлагаемой редакции части 15 статьи 16 Закона № 140-IНС предусмотрено, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе руководствоваться конфессиональными нормами религиозных объединений при принятии решений в соответствии с их компетенцией при условии проведения религиоведческой экспертизы конфессиональных норм».

Обращаем внимание на то, что исходя из норм Основного закона, Донецкая Народная Республика является государством, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. То есть в Донецкой Народной Республике любая религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, не вправе оказывать влияния на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц (статья 9 Конституции Донецкой Народной Республики), в связи с чем принятие государственными органами и органами местного самоуправления решений на основе религиозных норм является недопустимым.

В связи с этим предлагаем в пункте 8 статьи 1 законопроекта:

1) в предлагаемой редакции части 2 статьи 16 Закона № 140-IНС слова «нормативных актов» заменить словами «нормативных правовых актов»;

2) абзац первый предлагаемой редакции части 15 статьи 16  Закона № 140-IНС доработать.

Пунктом 10 статьи 1 предлагается статью 18 «Религиозная литература и предметы религиозного назначения» Закона № 140-IНС изложить в новой редакции. Так, разработчиком предлагается часть 1 указанной статьи изложить в следующей редакции:

«Религиозные организации в соответствии с конфессиональными нормами вправе производить, экспортировать и импортировать, приобретать (безвозмездно получать) и распространять (реализовывать или безвозмездно передавать) религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения».

Стоит отметить, что указанные права должны реализовываться в первую очередь в соответствии с отраслевым законодательством Донецкой Народной Республики, а не конфессиональными нормами, поскольку, как указывалось ранее, Донецкой Народная Республика является государством, в котором не существует государственной религии.

Аналогичное замечание в полной мере применимо и к предлагаемой редакцией части 3 статьи 25 Закона № 140-IНС (пункт 25 статьи 1 законопроекта), предусматривающей, что «условия религиозного служения священнослужителей и его оплата устанавливаются религиозными организациями самостоятельно на основании конфессиональных норм религиозных организаций».

На основании изложенного предлагаем пункты 10 и 25 статьи 1 законопроекта доработать в указанном аспекте.

Верховный Суд Донецкой Народной Республики также обращает внимание на необходимость предварительного согласования законопроекта с Министерством культуры Донецкой Народной Республики, поскольку указанный республиканский орган исполнительной власти является непосредственно тем органом, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере культуры и религии.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС  «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.