Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 689-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «совершенствование законодательства Донецкой Народной Республики в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и разрешение правовых коллизий по вопросу определения органа, регулирующего страховую деятельность».

Разработчиком отмечается, что согласно статье 1 Закона Донецкой Народной Республики от 26.04.2019 № 32-IIНС «О Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики» (далее – № 32-IIНС) Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики осуществляет денежную и кредитную политику в интересах республиканской экономики и является республиканским органом государственного управления с особым статусом.

24.05.2019 Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики был принят Закон Донецкой Народной Республики «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 37-IIHC (далее – Закон № 37-IIHC). Абзацем вторым части 1 статьи 29 Закона № 37-IIHC органом страхового регулирования и надзора определен республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере финансов.

Законом № 32-IIНС предусмотрено, что Центральный Республиканский Банк для обеспечения исполнения возложенных на него функций имеет право без разрешительных документов предоставлять услуги в сфере страхования (пункт 13 части 2 статьи 54), а также осуществлять регистрацию субъектов страхового дела (пункт 7 статьи 62).

Таким образом, полномочия по регулированию страховой деятельности возложены на два различных органа государственной власти. Необходимо отметить, что положения, изложенные в законопроекте, позволят устранить дублирование функций государственных органов.

В частности, законопроектом предлагается органом страхового регулирования и надзора определить Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики.

Вместе с тем проектом закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики» № 685-Д (далее – проект № 685-Д) предлагалось пункт 13 части 2 статьи 54 и пункт 7 статьи 62 Закона № 32-IIНС признать утратившими силу.

Следовательно, в случае принятия законопроекта и проекта № 685-Д органом страхового регулирования и надзора будет являться Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики, при этом в Законе № 32-IIНС будут отсутствовать полномочия Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики по предоставлению услуг в сфере страхования и регистрации субъектов страхового дела, что является недопустимым, поскольку полномочия Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики должны содержаться в специальном законе, регламентирующем деятельность указанного органа, а именно в Законе № 32-IIНС.

В остальном, предлагаемые разработчиком изменения внутренне согласованы, соответствует действующему законодательству Донецкой Народной Республики и в полной мере отвечают цели законопроекта.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и предлагает разработчику отозвать проект № 685-Д.