В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «устранение технических ошибок и разрешение коллизии по вопросу определения органа, регулирующего страховую деятельность».
Разработчиком отмечается, что согласно статье 1 Закона Донецкой Народной Республики от 26.04.2019 № 32-IIНС «О Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики» (далее – № 32-IIНС) Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики осуществляет денежную и кредитную политику в интересах республиканской экономики и является республиканским органом государственного управления с особым статусом.
24.05.2019 Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики был принят Закон Донецкой Народной Республики «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 37-IIHC (далее – Закон № 37-IIHC). Пунктом 2 части 1 статьи 29 Закона № 37-IIHC органом страхового регулирования и надзора определен республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере финансов.
Законом № 32-IIНС предусмотрено, что Центральный Республиканский Банк для обеспечения исполнения возложенных на него функций имеет право без разрешительных документов предоставлять услуги в сфере страхования (пункт 13 части 2 статьи 54), а также осуществлять регистрацию субъектов страхового дела (пункт 7 статьи 62).
Таким образом, полномочия по регулированию страховой деятельности возложены на два различных органа государственной власти. Следовательно, положения, изложенные в законопроекте, позволят устранить дублирование функций государственных органов.
Необходимо отметить, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 48 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
В остальном, предлагаемые разработчиком изменения внутренне согласованы, соответствуют действующему законодательству Донецкой Народной Республики и в полной мере отвечают цели законопроекта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.