Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике» № 681-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его основной целью является «приведение отдельных норм Закона в соответствие с положениями Конституции Донецкой Народной Республики и Закона Донецкой Народной Республики от 30 ноября 2018 года № 02-IIНС «О Правительстве Донецкой Народной Республики», а также совершенствование правового регулирования отношений в сфере таможенного дела».

Разработчиком также подчеркивается, что принятие законопроекта позволит на законодательном уровне разрешить вопросы относительно распределения полномочий и функций по урегулированию отдельных вопросов в сфере таможенных правоотношений между Главой Донецкой Народной Республики и Правительством Донецкой Народной Республики, а также привести в соответствие нормы Закона Донецкой Народной Республики от 25.03.2016 № 116-IHC «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике» (далее – Закон № 116-IHC) с положениями законодательства Донецкой Народной Республики.

В частности, разработчиком предлагается передать Правительству Донецкой Народной Республики полномочия Главы Донецкой Народной Республики в сфере таможенных правоотношений в связи с тем, что после вступления в силу Закона Донецкой Народной Республики от 29.03.2019 № 26-IIНС «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике» Правительство Донецкой Народной Республики является органом, осуществляющим общее руководство таможенным делом в Донецкой Народной Республике (часть 3 статьи 14 Закона № 116-IHC).

Вместе с тем в законопроекте предусмотрена передача Правительству Донецкой Народной Республики всего нескольких полномочий Главы Донецкой Народной Республики в сфере таможенных правоотношений, в то время как остальные положения останутся неизменными. Так, законопроектом не предусмотрена передача Правительству Донецкой Народной Республики полномочий Главы Донецкой Народной Республики, предусмотренных частью 2 статьи 202, пунктом 5 статьи 216, частью 2 статьи 317, частью 3 статьи 319, статьей 322 Закона № 116-IHC.

Помимо этого, в Законе № 116-IHC сохранятся положения о совместной компетенции Правительства Донецкой Народной Республики и Главы Донецкой Народной Республики в некоторых вопросах таможенного регулирования (статья 63, часть 7 статьи 80, абзац первый статьи 216 Закона № 116-IHC). Так, например, частью 7 статьи 80 Закона № 116-IHC установлено, что «в выдаче разрешения на переработку товаров за пределами таможенной территории Донецкой Народной Республики не может быть отказано только на том основании, что переработка этих товаров будет осуществляться в определенной стране, если иное не предусмотрено Главой Донецкой Народной Республики или Правительством Донецкой Народной Республики».

Сохранение указанной ситуации в Законе № 116-IHC не в полной мере соотносится с назначением Правительства Донецкой Народной Республики органом, осуществляющим общее руководство таможенным делом в Донецкой Народной Республике.

На основании изложенного предлагаем доработать законопроект в указанной части.

Также отметим, что по тексту законопроекта используется термин «акт», который не соответствует понятийно-терминологическому аппарату, применяемому в Законе Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах». Так, указанным Законом предусмотрен термин «нормативный правовой акт». Полагаем, что единство правовой системы Донецкой Народной Республики не в последнюю очередь обеспечивается единством терминологии, языка законотворчества.

В связи с этим предлагаем в законопроекте слово «акт» заменить словами «нормативный правовой акт» в соответствующих падежах и числах.

Далее, в законопроекте предлагается осуществить регулирование отдельных таможенных правоотношений «законами Донецкой Народной Республики или актами Правительства Донецкой Народной Республики».

Стоит указать, что данная конструкция не позволяет четко установить субъект государственно-властных полномочий, в компетенцию которого входит регулирование тех или иных вопросов таможенного дела, что может создать сложности при применении соответствующих норм.

На основании изложенного предлагаем доработать законопроект в указанном аспекте.

Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 102 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учетом указанных замечаний и предложений.