В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в статью 4 Закона Донецкой Народной «О Центральном Республиканском Банке», (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «разрешение юридической коллизии, возникшей вследствие принятия Закона Донецкой Народной Республики «О Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики».
Законопроектом предусмотрено, что пункт 32 часть 1 статьи 4 Закона Донецкой Народной Республики от 26 апреля 2019 года № 32-IIНС «О Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики» (далее – Закон № 32-IIHC) следует признать утратившим силу.
Так, действующей редакцией пункта 32 части 1 статьи 4 Закона № 32-IIНС предусмотрено, что «Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики выполняет следующие функции…выполнение функции удостоверяющего центра по сертификации, регистрации, подтверждению действия открытых ключей в банковской системе и в платежных системах, установление порядка применения электронной подписи в банковской системе и в платежных системах».
В свою очередь согласно статье 8 Закона Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015 года № 60-IHC «Об электронной подписи» (далее – Закон № 60-IHC) уполномоченным органом в сфере использования электронной подписи выступает республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в области контроля и надзора в сфере использования информационных технологий и связи (Министерство связи Донецкой Народной Республики), который непосредственно осуществляет функции головного удостоверяющего центра в отношении аккредитованных удостоверяющих центров.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Закона № 60-IHC удостоверяющий центр устанавливает порядок ведения реестра сертификатов, не являющихся квалифицированными, и порядок доступа к нему, а также обеспечивает доступ лиц к информации, содержащейся в реестре сертификатов, в том числе с использованием информационно телекоммуникационной сети Интернет.
Также стоит обратить внимание на то, что Концепция внешней политики Донецкой Народной Республики, утвержденная Указом Главы Донецкой Народной Республики от 01 марта 2019 года № 56, определяет в качестве одного из стратегических приоритетов взаимодействие с Российской Федерацией и закрепляет стремление к совершенствованию законодательства Донецкой Народной Республики путем его гармонизации с законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным Законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», к функциям Центрального Банка Российской Федерации не отнесено выполнение функций удостоверяющего центра.
Таким образом, пункт 32 части 1 статьи 4 Закон № 32-IIHC противоречит требованиям Закона № 60-IHC, что в свою очередь привело к возникновению юридической коллизии.
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу о целесообразности исключения положений о выполнении Центральным Республиканским Банком Донецкой Народной Республики функции удостоверяющего центра по сертификации, регистрации, подтверждению действия открытых ключей в банковской системе и в платежных системах.
Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 48, 53, Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14 сентября 2018 года № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проекта закона в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и выступает за его обсуждение и принятие.