В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О трансграничных концернах» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «закрепление на законодательном уровне правового статуса трансграничных концернов, созданных как объединение государственных (унитарных) субъектов хозяйствования Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки проекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Преамбулой законопроекта предусмотрено, что «настоящий Закон определяет правовой статус трансграничных концернов,созданных как объединение государственных (унитарных) субъектов хозяйствования Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, порядок образования, права и обязанности их участников, особенности деятельности, реорганизации и ликвидации».
Следует отметить, что положения законопроекта распространяют свое действие на субъект права иностранного государства, а именно, на Луганскую Народную Республику, закрепляют ее права и обязанности, что является недопустимым без соответствующего международного договора между Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой, поскольку согласно части 1 статьи 1 Конституции Луганской Народной Республики «Луганская Народная Республика является демократическим, правовым, социальным государством» и единственным законодательным органом Луганской Народной Республики является Народный Совет Луганской Народной Республики.
Вместе с тем международный договор между Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой о трансграничных концернах отсутствует на официальных сайтах, уполномоченный органов указанных государств.
Следовательно, установление прав и обязанностей Луганской Народной Республики законодательством Донецкой Народной Республики, которое распространяется на Донецкую Народную Республику, представляется невозможным.
С учетом изложенного целесообразно первоначально заключить международный договор между Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой о трансграничных концернах, который в последующем ратифицировать Народным Советом Донецкой Народной Республики, поскольку именно международный договор означает международное соглашение, заключенное Донецкой Народной Республикой с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.
Далее необходимо отметить, что первое место в ряду нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений законопроекта, является Гражданский кодекс, поскольку в предмет регулирования представленного законопроекта входят правоотношения в сфере собственности, а отношения в сфере правового статуса трансграничных концернов носят, в первую очередь, гражданско-правовой (обязательственный) характер, и, основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
В настоящее время в Донецкой Народной Республике на базе Комитета Народного Совета Донецкой Народной Республики по гражданскому и арбитражному законодательству (далее – Комитет) создана рабочая группа по разработке Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики. В связи с этим необходимым условием принятия законопроекта является получение положительного заключения Комитета.
Статьей 14 законопроекта предусмотрено, что «Положение о наблюдательном совете концерна утверждается Председателем Правительства Донецкой Народной Республики и Председателем Совета Министров Луганской Народной Республики», однако не указано каким нормативным правовым актом утверждается Положение о наблюдательном совете концерна.
В связи с этим статья 14 законопроекта требует доработки.
Статьей 21 законопроекта предусмотрено, что «концерн может быть реорганизован или ликвидирован на основании совместного решения Правительства Донецкой Народной Республики и Совета Министров Луганской Народной Республики, определяющего условия, порядок и сроки его реорганизации или ликвидации, которым также определяется порядок использования имущества концерна после его ликвидации».
Вместе с тем согласно статье 22 законопроекта при ликвидации концерна его имущество поступает в государственную собственность Донецкой Народной Республики и государственную собственность Луганской Народной Республики в соответствии с долевым участием сторон в ликвидируемом концерне.
В соответствии с частью 8 статьи 77 Конституции Донецкой Народной Республики, а также статьей 14 Закона Донецкой Народной Республики от 30 ноября 2018 года № 02-IIHC «О Правительстве Донецкой Народной Республики» Правительство Донецкой Народной Республики осуществляет управление государственной собственностью Донецкой Народной Республики, в связи с чем использование имущества концерна после его ликвидации и так будет осуществляться Правительством Донецкой Народной Республики.
Учитывая изложенное предлагаем в статье 21 законопроекта конструкцию «, которым также определяется порядок использования имущества концерна после его ликвидации» исключить.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует разработчику учесть вышеуказанные замечания и предложения.