В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «устранение правовых коллизий, противоречий отдельных положений налогового законодательства, регулирующего особенности освобождения от уплаты сельскохозяйственного налога физическими лицами, которые не являются предпринимателями, и ведут личное крестьянское хозяйство, иным законодательным актам Донецкой Народной Республики, совершенствование правового регулирования отношений в сфере осуществлении физическим лицом реализации излишков произведенной сельскохозяйственной продукции без регистрации физического лица – предпринимателя в целях дальнейшего развития механизма ведения физическими лицами личного крестьянского хозяйства».
Пунктом 1 стать 1 законопроекта предусматривается замена в статье 191.2 Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-ІНС «О налоговой системе» (далее – Закон № 99-ІНС) конструкции «подсобное хозяйство» на «личное крестьянское хозяйство». Как указано в пояснительной записке к законопроекту данный шаг направлен на приведение терминологического аппарата норм Закона № 99-ІНС в соответствие с терминологией, указанной в Законе Донецкой Народной Республики от 27.02.2016 № 109-IHC «О личном крестьянском хозяйстве» (далее – Закон № 109-ІНС).
При этом законопроектом не предусматривается подобная замена в подпункте «а» подпункта 72.3.14 пункта 72.3 статьи 72, подпункте «а» абзаца второго пункта 199.5 статьи 199 Закона № 99-ІНС, в которых используется конструкция «личное подсобное хозяйство».
Кроме того, в самом Законе № 109-ІНС прослеживается отсутствие единства используемой терминологии в данном аспекте, что является его недостатком и не позволит в должной мере реализовать цели законопроекта. Так, в части 1 статьи 11 Закона № 109-ІНС используется конструкция «личное подсобное хозяйство», в то время как в остальных нормах применена конструкция «личное крестьянское хозяйство».
В связи с этим, для обеспечения в рамках законодательства Донецкой Народной Республики единства терминологии, предлагаем закрепить в законопроекте положения о внесении изменений в подпункт «а» подпункта 72.3.14 пункта 72.3 статьи 72, подпункт «а» абзаца второго пункта 199.5 статьи 199 Закона № 99-ІНС, часть 1 статьи 11 Закона № 109-ІНС, предполагающие замену слова «подсобное» словом «крестьянское».
В остальном положения законопроекта не противоречат действующему законодательству и внутренне согласованны, что обеспечит максимальную полноту регулирования соответствующей сферы правоотношений.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.