Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О стандартизации» № 671-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О стандартизации» (далее – законопроект).
Анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что концепция рассматриваемого проекта нормативного правового акта основана на положениях Федерального закона Российской Федерации от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 162), что соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки проекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 3 статьи 9 законопроекта предусмотрено, что орган исполнительной власти в сфере стандартизации разрабатывает и утверждает республиканские программы по стандартизации, а также вносит в них изменения.
Необходимо отметить, что вышеуказанные предписания противоречат частям 1, 2 статьи 10 Закона Донецкой Народной Республики от 02.10.2015 № 80-IHC «О республиканских программах», согласно которым республиканские программы социально-экономического развития, разработанные на государственном уровне, утверждаются Народным Советом Донецкой Народной Республики по представлению Главы Донецкой Народной Республики, а отраслевые республиканские программы утверждаются Советом Министров Донецкой Народной Республики.
Аналогичное замечание в полной мере относится к части 1 статьи 23 законопроекта.
С учетом изложенного предлагаем пункт 3 статьи 9, часть 1 статьи 23 законопроекта доработать.
В соответствии с пунктом 8 статьи 10 законопроекта «республиканские органы исполнительной власти и государственные корпорации в сфере стандартизации осуществляют ведение фондов нормативных документов по вопросам, входящих в их компетенцию».
Стоит указать, что Закон Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IНС) не предусматривает определение понятия «нормативный документ», а оперирует термином «нормативный правовой акт».
Кроме того, пунктом 1.2 Порядка ведения Государственного реестра нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики и предоставления сведений, содержащихся в нем, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.02.2016 № 1-16 ведение Государственного реестра нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики осуществляется Министерством юстиции Донецкой Народной Республики непосредственно, а также через его территориальные органы.
Следовательно, закрепление за республиканскими органами исполнительной власти и государственными корпорациями в сфере стандартизации полномочия по ведению фондов нормативных правовых актов является нецелесообразным.
В связи с этим предлагаем пункт 8 статьи 10 законопроекта исключить.
В пункте 3 части 11 статьи 11 законопроекта допущена ошибка, характеризующая неправильным согласованием в падеже при использовании слова «Республики». С целью устранения указанной ошибки предлагаем в пункте 3 части 11 статьи 11 законопроекта слово «Республики» заменить на «Республике».
Частью 15 статьи 11 законопроекта предусмотрено, что решение о создании технического комитета по стандартизации, решение об отклонении заявки на создание технического комитета по стандартизации, решение об отклонении заявки на участие в техническом комитете по стандартизации могут быть обжалованы в суд только после их обжалования в досудебном порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Закона.
Обращаем внимание, что положения части 15 статьи 11 законопроекта нарушают конституционное право юридических и физических лиц на обжалование в суде вышеуказанных решений органа исполнительной власти в сфере стандартизации. Так, согласно части 2 статьи 39 Конституции Донецкой Народной Республики «решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде».
Следовательно, любое решение, действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде без соблюдения досудебного порядка обжалования.
Аналогичное замечание в полной мере относится к части 22 статьи 24 и части 14 статьи 25 законопроекта.
С учетом изложенного предлагаем часть 15 статьи 11, часть 22 статьи 24, часть 14 статьи 25 законопроекта доработать.
В соответствии с частью 4 статьи 15 законопроекта документы государственной системы стандартизации принимаются на одном из государственных языков Донецкой Народной Республики.
Необходимо отметить, что одно лишь указание в Конституции Донецкой Народной Республики названий государственных языков никоим образом не говорит о том, что указанным языкам государством предоставлен статус обязательного средства общения в частной и публичной сферах общественной жизни. Более того, в процессе реализации конкретных законов о языках в той или иной стране государственный язык может выполнять как минимум функции (например, быть лишь символом государства), так и максимум социальных функций (использоваться во всех сферах политической, правовой, социальной и культурной жизни).
В свете изложенного следует указать, что нормы статьи 10 Конституции не определяют статус государственных языков, сферы их обязательного использования, а также не предписывают органам государственной власти в процессе осуществления их деятельности в обязательном порядке применять как русский, так и украинский языки. Также положения статьи 10 Конституции не исключают возможности наравне с «государственными языками» использовать в Донецкой Народной Республике «официальный язык».
Важно отметить, что на данный момент согласно части 2 статьи 10 Конституции в Донецкой Народной Республики статус государственных языков формально не закреплен, также нормативно не определены и правовые последствия, вытекающие из признания языков в качестве государственных.
Также в настоящее время специальным законом официально не урегулировано применение государственных языков.
Немаловажным является и то, что территория Донецкой Народной Республики характеризуется повышенной концентрацией русскоязычного населения и русский язык является общепризнанным языком общения для нашего государства.
Учитывая изложенное предлагаем в части 4 статьи 15 законопроекта конструкцию «одном из государственных языков Донецкой Народной Республики» заменить на «русском языке».
Согласно частям 1, 3, 4 статьи 27 законопроекта «нормативные правовые акты могут содержать ссылки на официально опубликованные государственные стандарты и информационно-технические справочники. Ссылки на государственные стандарты в нормативных правовых актах применяются путем приведения в них наименования и обозначения государственных стандартов с указанием даты утверждения и даты регистрации, пунктов, разделов государственных стандартов. Ссылки на информационно-технические справочники в нормативных правовых актах применяются путем приведения в них наименования и обозначения информационно-технического справочника с указанием даты его утверждения. Тексты государственных стандартов и информационно-технических справочников, на которые даны ссылки, прилагаются к соответствующим проектам нормативных правовых актов при прохождении ими установленных процедур разработки и утверждения».
Обращаем внимание на то, что исходя из положений пункта 18 части 1 статьи 1 Закона № 72-IНС, государственные стандарты являются техническими нормативными правовыми актами.
Следовательно, предписания статьи 27 законопроекта противоречат части 2 статьи 29 Закона № 72-IНС, в соответствии с которой, ссылки в нормативных правовых актах могут даваться на нормативные правовые акты высшей или равной юридической силы.
Аналогичное замечание в полной мере применимо и к положениям статьи 38 законопроекта.
В связи с этим предлагаем привести положения статей 27, 38 законопроекта с предписаниями части 2 статьи 29 Закона № 72-IНС.
Частью 5 статьи 37 законопроекта предусмотрено следующее:
«До принятия закона Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях в сфере стандартизации предоставить право рассмотрения дел об административных правонарушениях уполномоченному республиканскому органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, в пределах их компетенции и установить следующие виды ответственности за нарушения законов Донецкой Народной Республики в сфере стандартизации, качества продукции, метрологии и сертификации:
1) введение в оборот (выпуск на рынок Донецкой Народной Республики, в том числе, из ремонта) или реализация продукции, не соответствующей требованиям стандартов, сертификатов соответствия, норм, правил, образцов (эталонов) относительно безопасности, качества, комплектности и упаковки,-
влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, независимо от формы собственности, физических лиц – предпринимателей или уполномоченных ими лиц от шестисот восьмидесяти до трех тысяч четырехсот рублей;
2) выполнение работ, предоставление услуг гражданам – потребителям, не соответствующих требованиям стандартов, норм и правил,-
влечет наложение штрафа на должностных лиц, физических лиц –предпринимателей,-от тридцати четырех до шестисот двенадцати рублей;
3) передача заказчику или в производство конструкторской, технологичной и проектной документации, которая не отвечает требованиям стандартов, норм и правил относительно качества продукции и ее безопасности,-
влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, независимо от формы собственности, физических лиц – предпринимателей или уполномоченных ими лиц от ста двух до одной тысячи трехсот шестидесяти рублей;
4) несоблюдение стандартов и технических условий при транспортировке, хранении и использовании (эксплуатации) продукции, если это причинило снижение качества, порчу или сверхнормативные потери продукции,-
влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от ста двух до одной тысячи трехсот шестидесяти рублей».
Стоит указать, что составы правонарушений указанные в данной части изложены путем заимствования законодательных положений соответственно статей 167 «Введение в оборот или реализация продукции, не соответствующей требованиям стандартов», 1681 «Выполнение работ, оказание услуг гражданам-потребителям, не отвечающих требованиям стандартов, норм и правил», 169 «Передача заказчику или в производство документации, не соответствующей требованиям стандартов», 170 «Несоблюдение стандартов при транспортировке, хранении и использовании продукции (кроме пищевых продуктов)» Кодекса Украины об административных правонарушениях, который применяется на территории Донецкой Народной Республики на основании Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 № 2-22 «О временном порядке применения на территории Донецкой Народной Республики Кодекса Украины об административных правонарушениях».
При этом в законопроекте, в отличие от Кодекса Украины об административных правонарушениях, не были уточнены «пределы компетенции» уполномоченного республиканского органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации в рассмотрении административных правонарушений.
Так, частью 1 статьи 244-7 Кодекса Украины об административных правонарушениях установлено следующее:
«Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в области стандартизации, метрологии и сертификации, рассматривает дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства в области стандартизации, качества продукции, метрологии и сертификации (статья 167 – за исключением правонарушений при реализации продукции промышленными предприятиями гражданам-потребителям и правонарушений относительно лекарственных средств и нарушений санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм; статьи 169, 170 – за исключением правонарушений во время транспортировки, хранения и использования продукции, предназначенной для реализации гражданам-потребителям и правонарушений относительно лекарственных средств и нарушений санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм; статья 170-1 – за исключением правонарушений при выпуске, реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг гражданам-потребителям, статьи 171, 171-1, 172, 172-1, 188-9)».
На основании изложенного предлагаем часть 5 статьи 37 законопроекта доработать.
Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 27, 48 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.