В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «усовершенствование налогового законодательства Донецкой Народной Республики в части налогообложения дивидендов и деятельности юридических лиц – нерезидентов на территории Донецкой Народной Республики».
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 15.5 статьи 15 Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-ІНС «О налоговой системе» (далее – Закон № 99-ІНС) изложить в новой редакции. В частности, абзацем шестым предлагаемой редакции пункта 15.5 статьи 15 Закона № 99-ІНС предусмотрено следующее:
«Юридическое лицо, зарегистрированное на территории иностранного государства, утрачивает приобретенный статус субъекта хозяйствования – резидента Донецкой Народной Республики в случае прекращения осуществления деятельности на территории Донецкой Народной Республики».
При этом остается непонятным, какое именно правовое действие юридического лица подразумевается под конструкцией «прекращение осуществления деятельности на территории Донецкой Народной Республики», что может привести к различному толковании и применению вышеизложенной нормы. Также, в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-ІНС «О нормативных правовых актах» текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии.
С учетом изложенного предлагаем пункт 1 статьи 1 законопроекта доработать в указанном аспекте.
Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 40, 68 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
В остальном положения законопроекта не противоречат действующему законодательству и внутренне согласованны, что обеспечит максимальную полноту регулирования соответствующей сферы правоотношений.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.