Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 2 Закона Донецкой Народной Республики «О личном крестьянском хозяйстве» № 661-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 2 Закона Донецкой Народной Республики «О личном крестьянском хозяйстве» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «недопущение неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения – основного средства производства в сельском хозяйстве, недопущение использования земельных участков с нарушением требований земельного законодательства, создание равных условий при использовании земельных участков для ведения личного крестьянского хозяйства субъектами хозяйствования – физическими и юридическими лицами для ведения товарного сельскохозяйственного производства, фермерского хозяйства без изменения их целевого назначения, что позволит создать благоприятные условия для осуществления хозяйственной деятельности».

Достижение указанной цели разработчик предлагает осуществить путем дополнения статьи 2 Закона Донецкой Народной Республики от 27.02.2016 № 109-ІНС «О личном крестьянском хозяйстве» (далее – Закон № 109-ІНС) частью 51 следующего содержания:

«Физическое лицо, являющееся собственником земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства может передать его в пользование другим лицам для ведения личного крестьянского хозяйства, ведения товарного сельскохозяйственного производства, фермерского хозяйства без изменения целевого назначения такого земельного участка».

Кроме того, законопроектом предлагается в части 8 статьи 2 Закона № 109-ІНС слова «Советом Министров» заменить словом «Правительством». Таким образом, Закон № 109-ІНС предлагается привести в соответствие с положениями Конституции Донецкой Народной Республики и Закона Донецкой Народной Республики от 30.11.2018 № 02-IIНС «О Правительстве Донецкой Народной Республики».

Положения законопроекта не противоречат действующему законодательству и внутренне согласованны, что обеспечит максимальную полноту регулирования соответствующей сферы правоотношений, а также предоставит лицам дополнительные возможности в сфере пользования земельными участками, создаст благоприятные условия для более эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.

Обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие.