В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики и в статью 124 Уголовно-процессуального кодекса Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что «внесение изменений в Уголовный кодекс ДНР направлено на предупреждение совершения лицами преступлений и правонарушений, ужесточение ответственности за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции».
Так, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики (далее – УК) статьей 1851 «Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции».
Пунктом 1 примечания к предлагаемой статье 1851 предусмотрено, что «для целей настоящей статьи под незаконной розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции понимается розничная продажа такой продукции, в том числе алкогольной продукции домашней выработки (самогона), физическим лицом либо продажа алкогольной продукции (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи) лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за исключением розничной продажи вина, игристого вина, осуществляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями, признаваемыми таковыми в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики».
Указанная редакция пункта 1 примечания в целом соответствует пункту 1 примечания к статье 171.4 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Вместе с тем в пункте 1 примечания к статье 171.4 УК РФ отсутствует конструкция «в том числе алкогольной продукции домашней выработки (самогона)». Данный подход связан с тем, что указанная конструкция охватывается конструкцией «алкогольная и спиртосодержащая пищевая продукция».
Отметим, что Закон Донецкой Народной Республики от 23.09.2016 № 149-ΙНС «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной продукции и табачных изделий» (далее – Закон № 149-ΙНС) не закрепляет такого понятия как «алкогольная продукция домашней выработки (самогон)», а оперирует понятиями «алкогольная продукция» (пункт 2 статьи 2 Закона № 149-ΙНС), «спиртосодержащая пищевая продукция» (пункт 42 статьи 2 Закона № 149-ΙНС), которые охватывают понятие «алкогольная продукция домашней выработки (самогон)».
С учетом изложенного предлагаем из пункта 1 статьи 1 законопроекта конструкцию «в том числе алкогольной продукции домашней выработки (самогона)» исключить.
Кроме того, в статье 1 законопроекта нарушены требования пункта 108 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем статью 1 законопроекта привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.