В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в статью 124 Уголовно-процессуального кодекса Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что «в настоящее время в соответствии со статьей 124 Уголовно-процессуального кодекса Донецкой Народной Республики Министерство государственной безопасности Донецкой Народной Республики осуществляет расследование уголовных дел по статьям Уголовного Кодекса Донецкой Народной Республики: статья 224, статья 260, статья 268. Данный подход не соответствует практике Российской Федерации и не позволяет в полной мере качественно осуществлять досудебное расследование по данной категории преступлений». В связи с этим разработчиком законопроекта предлагается возложить обязанность по расследованию указанных преступлений также на республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере внутренних дел.
Так, статьёй 1 законопроекта предлагается в части 3 статьи 124 Уголовно-процессуального кодекса Донецкой Народной Республики от 24.08.2018 № 240-IНС (далее – УПК) слова «статьями 222, 223, 225–228» заменить словами «статьями 222–228», дополнить после цифры «259,» цифрой «260,», после цифры «267,» цифрой «268,».
Предложенный подход в целом соответствует положениям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (далее – УПК РФ).
Так, пунктами 2, 3 части 2 статьи 151 «Подследственность» УПК РФ закреплены положения о том, что предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 2 статьи 200.1 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» (статья 224 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики (далее – УК)), 226.1 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов» (статья 260 УК), 229.1 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) (статья 268 УК).
В то же время, частью 5 статьи 151 УПК РФ закреплено и то, что предварительное следствие по уголовным делам, предусмотренных частью 1 статьи 200.1, статьям 226.1, 229.1 УК РФ может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.
Обращаем внимание на то, что частью 4 статьи 124 УПК закреплены подобные положения:
«По делам о преступлениях, предусмотренных статьей 152, пунктами «б», «в» части 3 и частью 4 статьи 164, частями 3 и 4 статьи 165, статьями 172, 186, 190, 191, 197, 235, 238, частями 2, 3 и 4 статьи 259, статьями 263, 266, 277, 278, частью 2 статьи 285, статьями 317–319, 335, 336, 346 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики, предварительное следствие проводится тем органом, который возбудил уголовное дело. Если во время расследования этих дел будут выявлены преступления, предусмотренные статьями 225–228, 334, 338, 343–346, 348, 359 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики, связанные с преступлениями, по которым возбуждено дело, то они расследуются тем органом, который возбудил дело».
В связи с этим предлагаем доработать положения законопроекта в части возможности внесения изменений в часть 4 статьи 124 УПК.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.