В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «Об Общественной палате Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской данный законопроект направлен на «предоставление гражданам Донецкой Народной Республики возможности участвовать в решении наиболее значимых вопросов социально-экономического и культурного развития Донецкой Народной Республики, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя Донецкой Народной Республики и демократических принципов развития гражданского общества».
Разработчиком также отмечается, что «принятие проекта Закона обеспечит согласование общественно значимых интересов граждан Донецкой Народной Республики, общественных объединений и иных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов социально-экономического и культурного развития Донецкой Народной Республики, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя Донецкой Народной Республики и демократических принципов развития гражданского общества».
Анализ законопроекта показал, что его положения основаны на предписаниях Областного закона Ростовской области от 06.07.2011 № 619-ЗС «Об Общественной палате Ростовской области», а также положениях, разработанных субъектом права законодательной инициативы самостоятельно.
Верховный Суд Донецкой Народной Республики, в целом поддерживая инициативу вовлечения широких кругов общественности в реализацию государственной политики Донецкой Народной Республики, учета органами государственной власти и органами местного самоуправления общественных инициатив и интересов граждан Донецкой Народной Республики, обеспечения защиты прав общественных объединений, а также создания механизма общественного контроля деятельности органов публичной власти, обращает внимание на следующее.
Абзац второй статьи 3 законопроекта, регламентирующий местонахождение Общественной палаты не согласован с наименованием данной статьи «Статус Общественной палаты», в связи с чем предлагаем данную структурную единицу законопроекта изложить в отдельной статье либо изменить наименование статьи 3 законопроекта.
Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 5, 11, 48 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.