В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в Закон Донецкой Народной Республики «О судебной системе Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «устранение существующих коллизий действующего законодательства Донецкой Народной Республики в сфере исполнения решений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей на территории Донецкой Народной Республики, что будет способствовать обеспечению охраны прав и свобод человека и гражданина как важной составляющей демократического правового государства, а также совершенствованию правового регулирования указанных правоотношений на территории Донецкой Народной Республики».
В настоящее время состояние нормативного правового регулирования в данной сфере общественных отношений характеризуется, с одной стороны, частью 3 статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики от 31.08.2018 № 241-IНС «О судебной системе Донецкой Народной Республики» (далее – Закон № 241-IНС), предусматривающей, что обязательность на территории Донецкой Народной Республики решений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Донецкой Народной Республики, а с другой – отсутствием международных договоров, направленных на урегулирование вопросов разграничения юрисдикции, признания и исполнения иностранных судебных решений, заключенных государствами.
Одновременно с этим в Донецкой Народной Республике принят и действует Указ Главы Донецкой Народной Республики от 15.10.2018 № 30 «О признании и исполнении на территории Донецкой Народной Республики решений, вынесенных судами Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния» (далее – Указ № 30), который в настоящий момент противоречит положениям части 3 статьи 6 Закона № 241-IНС.
В связи с этим законопроектом предлагается дополнить Закон № 241-IНС предписаниями, предоставляющими право Главе Донецкой Народной Республики принимать соответствующие указы, в соответствии с которыми решения судов иностранных государств, международных судов и арбитражей признаются обязательными на территории Донецкой Народной Республики. Указанные нормативные правовые акты Главы Донецкой Народной Республики будут действовать до момента заключения соответствующих международных договоров Донецкой Народной Республики.
Обращаем внимание на актуальность вышеуказанного вопроса и на необходимость соответствующего нормативного правового регулирования.
Вместе с тем предметом регулирования Закона Донецкой Народной Республики от 31.08.2018 № 241-IНС «О судебной системе Донецкой Народной Республики»» (далее – Закон № 241-IНС) является установление общих принципов функционирования судебной системы Донецкой Народной Республики, основ статуса судей Донецкой Народной Республики, закрепление правового статуса судов Донецкой Народной Республики, составляющих судебную систему Донецкой Народной Республики, а также основ их деятельности. В свою очередь, разрешение вопросов, связанных с исполнением судебных решений, не является предметом регулирования Закона № 241-IНС.
В связи с этим разрешение данной проблематики должно найти свое отражение в процессуальном законодательстве Донецкой Народной Республики, в частности, в проекте Гражданского процессуального кодекса (по аналогии с предписаниями статьи 409 ГПК Российской Федерации). До введения в действие данного кодифицированного нормативного правового акта целесообразным является принятие отдельного законодательного акта Донецкой Народной Республики по данному вопросу.
Также законопроектом предоставляется право Главе Донецкой Народной Республики признавать обязательными на территории Донецкой Народной Республики любые решения судов иностранных государств, международных судов и арбитражей. Данный факт предоставит возможность Главе Донецкой Народной Республики собственными нормативными правовыми актами признавать обязательными к исполнению на территории Донецкой Народной Республики судебные решения любых государств, в том числе, и Украины. Более того, учитывая отсутствие взаимности признания судебных решений, интересам Донецкой Народной Республики может быть нанесен серьезный ущерб. В связи с этим целесообразно установить ограничение вышеуказанного полномочия Главы Донецкой Народной Республики, что и было сделано в Указе № 30.
Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 48 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект.