Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «Об особенностях регулирования правоотношений, связанных с расторжением некоторых договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения» № 645-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «Об особенностях регулирования правоотношений, связанных с расторжением некоторых договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «закрепление на законодательном уровне механизма (часть 1 статьи 1 – расторжение договора), основания (часть 2 статьи 1), и порядка (статья 2) прекращения договоров аренды земельных участков, которые были заключены до вступления его в силу, на основании которых земельные участки сельскохозяйственного назначения были предоставлены гражданам и юридическим лицам для ведения товарного сельскохозяйственного производства».

Также в пояснительной записке отмечается, что в настоящее время в Донецкой Народной Республике сложилась ситуация, когда земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставлены гражданам и юридическим лицам для ведения товарного сельскохозяйственного производства, которые на сегодняшний день не прошли процедуру регистрации на территории Донецкой Народной Республики, в порядке установленном законодательством Донецкой Народной Республики, и не осуществляют хозяйственную деятельность на таких земельных участках. В связи с чем, указанные земельные участки сельскохозяйственного назначения не используются по целевому назначению, что приводит к недополучению в масштабах Донецкой Народной Республики необходимых объемов сельскохозяйственной продукции, что может привести к угрозе продовольственной безопасности Донецкой Народной Республики.

Кроме того, в результате отсутствия на указанных земельных участках хозяйственной деятельности, снижаются поступления в Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики, нарушаются права собственников земельных участков по распоряжению имуществом, в том числе и на получение арендной платы.

Следует отметить и снижение продуктивности сельскохозяйственных угодий вследствие зарастания земель сорными и карантинными растениями, что при введении в оборот таких земельных участков потребует дополнительных финансовых затрат.

Данный законопроект призван разрешить сложившуюся проблему в сфере земельных правоотношений и обеспечить в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики защиту прав и законных интересов граждан Донецкой Народной Республики на распоряжение, владение, пользование своим имуществом, а также гарантирует законное право на ведение предпринимательской деятельности субъектами хозяйствования.

Таким образом, положения законопроекта направлены на разрешение проблемы неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения по целевому назначению физическими лицами-предпринимателями и юридическими лицами, не зарегистрированными на территории Донецкой Народной Республики, что приводит к недополучению необходимых объемов сельскохозяйственной продукции и, как следствие может привести к угрозе продовольственной безопасности Донецкой Народной Республики.

Вместе с тем обращаем внимание на положения пункта 1 части 2 статьи 1 законопроекта, которой предусмотрено, что «в соответствии с настоящим Законом расторжение договоров аренды земельных участков осуществляется по инициативе арендодателя по одному из следующих оснований… арендатором является физическое лицо-предприниматель, не зарегистрированное на территории Донецкой Народной Республики, осуществляющее и (или) неосуществляющее деятельность на территории Донецкой Народной Республики».

Исходя из анализа указанных положений можно прийти к выводу о том, что конструкция «осуществляющее и (или) неосуществляющее деятельность на территории Донецкой Народной Республики» не несет дополнительных признаков, направленных на определение субъекта, в отношении которого может быть расторгнут договор аренды в одностороннем порядке. Так, конструкция «физическое лицо-предприниматель, не зарегистрированное на территории Донецкой Народной Республики» уже охватывает как физическое лицо-предпринимателя, осуществляющее свою деятельность на территории Донецкой Народной Республики, так и физическое лицо-предпринимателя, не осуществляющее свою деятельность на территории Донецкой Народной Республики, поскольку основным признаком в пункте 1 части 2 статьи 1 законопроекта является отсутствие регистрации такого лица на территории Донецкой Народной Республики.

Аналогичное замечание в полной мере применимо и к положениям пункта 2 части 2 статьи 1 законопроекта, которым предусмотрено, что «в соответствии с настоящим Законом расторжение договоров аренды земельных участков осуществляется по инициативе арендодателя по одному из следующих оснований…арендатором является юридическое лицо, не зарегистрированное на территории Донецкой Народной Республики, независимо от осуществления или неосуществления деятельности на территории Донецкой Народной Республики».

На основании изложенного предлагаем:

- из пункта 1 части 2 статьи 1 законопроекта слова «осуществляющее и (или) неосуществляющее деятельность на территории Донецкой Народной Республики» исключить;

- из пункта 2 части 2 статьи 1 законопроекта слова «независимо от осуществления или неосуществления деятельности на территории Донецкой Народной Республики» исключить.

Отметим и то, что законопроектом не предусмотрена возможность обжалования арендатором одностороннего расторжения договора аренды земельного участка по инициативе арендодателя. В то же время, отсутствие указанных положений в законопроекте не согласовано с положениями части 1 статьи 39 Конституции Донецкой Народной Республики, которой предусмотрено, что «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». В связи с этим, предлагаем положения законопроекта в части установления возможности обжалования арендатором одностороннего расторжения договора аренды земельного участка по инициативе арендодателя доработать.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.