В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в статью 31 Закона Донецкой Народной Республики «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской законопроект направлен на совершенствование предписаний Закона Донецкой Народной Республики от 24 июня 2016 года № 140-IНС «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (далее – Закон № 140-IНС) путем распространения действия части 3 статьи 17 Закона № 140-IНС «на Донецкую и Горловскую епархии и их структурные подразделения, являющиеся юридическими лицами».
Кроме того, разработчиком предлагается «предоставить право администрациям лечебно-профилактических и больничных учреждений, детских домов и домов для престарелых и инвалидов, находящимся в государственной и муниципальной собственности, предоставлять Донецкой и Горловской епархиям и их структурным подразделениям, являющимся юридическими лицами, помещения на условиях безвозмездного пользования».
В то же время абзацем вторым статьи 1 законопроекта предусмотрено, что «помещения в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах интернатов для престарелых и инвалидов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, необходимые для проведения религиозных обрядов и церемоний и специально предоставляемые для этих целей, передаются в пользование легализованным Епархиям и их структурным подразделениям на основании договора о безвозмездном пользовании имуществом в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики».
Указанное предписание носит императивный характер, однако разработчиком в пояснительной записке указывается, что «в соответствии с нормами гражданского права реализация положения первого предложения первого абзаца части 3 статьи 17 Закона № 140-IНС позволяет администрации лечебно-профилактических и больничных учреждений, детских домов и домов для престарелых и инвалидов предоставлять свои помещения юридическим лицам, как на условиях аренды, так и на основании безвозмездного пользования».
Следовательно, усматривается несоответствие в регламентировании механизма предоставления указанных помещений для проведения религиозных обрядов и церемоний с предписаниями гражданского законодательства.
Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 48 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учетом замечаний и предложений.