Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» № 642-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является упрощение процедуры взимания транспортного налога, что позволит значительно снизить информационные и иные издержки граждан и субъектов хозяйствования.

Разработчиком законопроекта подчеркивается, что его принятие позволит упростить процедуру взимания транспортного налога, а также гармонизировать законодательство Донецкой Народной Республики и Российской Федерации.

Основной особенностью законопроекта является изменение плательщиков транспортного налога. Так плательщиками данного налога предлагается признать субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, осуществляющих производство и/или ввоз на территорию Донецкой Народной Республики топлива для заправки наземного, воздушного, водного и железнодорожного транспорта (кроме электротранспорта) с целью его дальнейшей реализации.

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать вывод о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается главу 14 Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-IНС «О налоговой системе» (далее – Закон № 99-IНС) изложить в новой редакции. Так, в пункте 96.1 статьи 96 предлагаемой редакции главы 14 Закона № 99-IНС установлено, что налоговым (отчетным) периодом транспортного налога признается календарный квартал.

Следует отметить, что в законопроекте не учтен позитивный опыт экономического стимулирования вновь созданных субъектов хозяйствования, заключающийся в установлении для них налогового (отчетного) периода сроком меньше чем календарный квартал, что в полной мере отвечает основным началам налогового законодательства, закрепленным в статье 3 Закона № 99-IНС. Так, в случае, если соответствующий субъект хозяйствования был образован в конце налогового периода, то в текущей редакции законопроекта он будет вынужден оплатить транспортный налог за весь налоговый период, в том числе, и за срок, в течение которого он не осуществлял хозяйственную деятельность.

Исходя из этого, предлагаем пункт 96.1 статьи 96 предлагаемой редакции главы 14 Закона № 99-IНС дополнить предложением вторым следующего содержания:

«Для вновь образованных субъектов хозяйствования, налоговый (отчетный) период может быть меньше календарного квартала».

В остальном положения законопроекта не противоречат действующему законодательству и внутренне согласованны.

Однако следует указать, что в Народный Совет Донецкой Народной Республики был внесен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» № 644-Д, который регламентирует аналогичную сферу правоотношений.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает разработчикам законопроекта совместно с разработчиками проекта закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» № 644-Д выработать единую позицию по данным законопроектам.