Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О гидрометеорологической деятельности» № 420-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «О гидрометеорологической деятельности» (далее – законопроект).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 2 части 1 статьи 1 законопроекта предусмотрено, что «гидрометеорологическая деятельность – деятельность в сфере метеорологии, гидрологии, климатологии, агрометеорологии, аэрологии, океанологии, включая мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, направленная на производство гидрометеорологической информации, и обеспечения этой информацией заинтересованных физических и юридических лиц». Согласно преамбуле, законопроект направлен на обеспечение и обслуживание органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц фактической и прогностической гидрометеорологической информацией, что не отражено в пункте 2 части 1 статьи 1 законопроекта. Кроме того, положения пункта 2 части 1 статьи 1 законопроекта не согласованы в части употребления падежей. В связи с этим предлагаем слова «и обеспечения этой информацией заинтересованных физических и юридических лиц» заменить словами «обеспечение этой информацией органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц».
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 1 законопроекта «опасные гидрометеорологические явления – природные явления, которые при достижении определенных значений (или в случае их возникновения) могут нарушить производственную деятельность каких-либо отраслей экономики, но по своей интенсивности, продолжительности и району распространения не достигли критериев стихийных гидрометеорологических явлений».
Исходя из анализа вышеуказанного понятия, можно прийти к выводу, что опасное гидрометеорологические явление может нарушить только деятельность какой-либо из отраслей экономики, что является неверным, поскольку в большинстве случаях опасные гидрометеорологические явления (ветер, смерч, сильный дождь, туман, попадание в природную среду источников загрязнения и т.п.) наносят ущерб жизни и (или) здоровью граждан, имуществу и окружающей среде.
С учётом изложенного предлагаем пункт 12 части 1 статьи 1 законопроекта после слов «отраслей экономики,» дополнить конструкцией «причинить вред жизни и (или) здоровью граждан, а также имуществу и окружающей среде,».
Пунктом 18 части 1 статьи 1 законопроекта предусмотрено, что «специализированная гидрометеорологическая информация – гидрометеорологическая информация, которая используется для платного гидрометеорологического обслуживания потребителей гидрометеорологической информации в объемах и формах, удовлетворяющих их потребности, а также сбор, обработка, хранение и передача которой не препятствует осуществлению уполномоченным органом в сфере гидрометеорологической деятельности возложенных на него полномочий».
Следует отметить, что положения указанного пункта в части не препятствия осуществлению уполномоченным органом в сфере гидрометеорологической деятельности возложенных на него полномочий не согласованы с положениями пунктов 3, 4, 22 части 1 статьи 1 законопроекта, которыми предусмотрены понятия «гидрометеорологическая информация», «гидрометеорологическая информация общего назначения», «фактическая гидрометеорологическая информация». Обращаем внимание, что указанными понятиями не предусмотрено «не препятствия осуществлению уполномоченным органом в сфере гидрометеорологической деятельности возложенных на него полномочий» и соответственно данное положение не будет распространяться на пункты 3, 4, 22 части 1 статьи 1 законопроекта, которые также регулируют положения о гидрометеорологической информации.
Общее понятие «гидрометеорологическая информация» не предусматривает такой обязанности как не препятствие осуществлению уполномоченным органом в сфере гидрометеорологической деятельности возложенных на него полномочий, а осуществление уполномоченным органом в сфере гидрометеорологической деятельности возложенных на него полномочий исходит из предписаний нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики.
На основании изложенного предлагаем из пункта 18 части 1 статьи 1 законопроекта слова «, а также сбор, обработка, хранение и передача которой не препятствует осуществлению уполномоченным органом в сфере гидрометеорологической деятельности возложенных на него полномочий» исключить.
Пунктом 21 части 1 статьи 1 законопроекта предусмотрено, что «уполномоченный орган в сфере гидрометеорологической деятельности – специально уполномоченное подразделение республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
Необходимо отметить, что разработчиком неверно используется наименование республиканского органа исполнительной власти. Так, в соответствии с пунктом 1 Положения «О Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики», утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10.03.2017 № 3-61 Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию, а также по государственному надзору и контролю в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной, ядерной и радиационной безопасности, гидрометеорологической деятельности, безопасности людей на водных объектах и горных предприятиях, работы с гуманитарной помощью.
В целях приведения в соответствие терминологии используемой в текстах нормативных правовых актах Донецкой Народной Республики, предлагаем пункт 21 части 1 статьи 1 законопроекта доработать.
Аналогичное замечание в полной мере относится к части 1 статьи 11, пункту 5 части 1 статьи 12, статье 13, части 3 статьи 15, части 1 статьи 17, частям 3, 4 статьи 18, части 5 статьи 22, части 2 статьи 24, части 2 статьи 25, части 2 статьи 28, частям 2, 3 статьи 31 законопроекта.
Частью 1 статьи 6 законопроекта предусмотрены права потребителей гидрометеорологической информации, однако не предусмотрено такое право, как право требовать подтверждения источников получения гидрометеорологической информации, в связи с чем предлагаем часть 1 статьи 6 законопроекта дополнить указанными положениями.
Дополнение вышеуказанным правом потребителей позволит избежать негативных последствий, которые могут возникнуть в случае получения недостоверной информации.
Пунктом 5 части 1 статьи 11 законопроекта предусмотрено, что к полномочиям республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, относится формирование уполномоченного органа в сфере гидрометеорологической деятельности, обеспечение его функционирования. Обращаем внимание, что пунктом 21 части 1 статьи 1 законопроекта предусмотрено, что «уполномоченный орган в сфере гидрометеорологической деятельности – специально уполномоченное подразделение республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». Таким образом, разработчик законопроекта предусматривает, что уполномоченный орган в сфере гидрометеорологической деятельности является структурным подразделением республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В то же время, анализируя положения пункта 5 части 1 статьи 11 законопроекта, можно прийти к выводу о том, что уполномоченный орган в сфере гидрометеорологической деятельности является самостоятельным органом, что не соответствует положениям пункта 21 части 1 статьи 1 законопроекта, в связи с чем предлагаем пункт 5 части 1 статьи 11 законопроекта исключить.
Отдельного внимания заслуживает глава 6 законопроекта «Финансовое и материально-техническое обеспечение уполномоченного органа в сфере гидрометеорологической деятельности. Социальная защита работников уполномоченного органа в сфере гидрометеорологической деятельности».
Как указывалось выше, уполномоченный орган в сфере гидрометеорологической деятельности является структурным подразделением республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Следовательно, все вопросы, касающиеся финансового, материально-технического обеспечения, социальной защиты работников уполномоченного органа в сфере гидрометеорологической деятельности должны устанавливаться законодательством, регулирующим правовое положение республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. В связи с этим предлагаем главу 6, часть 2 статьи 34 законопроекта исключить.
Частью 1 статьи 24 законопроекта предусмотрено, что Вооруженные Силы Донецкой Народной Республики и другие воинские формирования имеют право бесплатно получать гидрометеорологическую информацию общего назначения от уполномоченного органа в сфере гидрометеорологической деятельности, а в период чрезвычайного и (или) военного положения также и от иных производителей гидрометеорологической информации. Согласно части 2 статьи 22 законопроекта обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения гидрометеорологической информацией общего назначения осуществляется бесплатно. Таким образом, положения части 1 статьи 24 дублируют положения части 2 статьи 22 законопроекта. В то же время, учитывая специфику возложенных на Вооруженные Силы Донецкой Народной Республики и другие воинские формирования задач, считаем целесообразным предоставление им любой необходимой гидрометеорологической информации. В связи с этим предлагаем слова «гидрометеорологическую информацию общего назначения» заменить словами «необходимую гидрометеорологическую информацию».
Кроме того, статья 33 законопроекта не соответствуют требованиям пункта 82 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 № I-494П-НС, в связи с чем предлагаем статью 33 привести в соответствие с положениями Правил юридико-технического оформления законопроектов.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.