В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «приведение норм Закона Донецкой Народной Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в соответствие с нормами действующего законодательства Донецкой Народной Республики, а также определение и разграничение полномочий между республиканскими органами исполнительной власти Донецкой Народной Республики в части обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать вывод о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 3 статьи 1 законопроекта предлагается статью 20 Закона Донецкой Народной Республики от 02.10.2015 № 79-IНС «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон № 79-IНС) изложить в новой редакции.
Необходимо отметить, что в предлагаемой редакции статьи 20 Закона № 79-IНС отсутствует единообразное использование терминов. Так, в наименовании статьи используется конструкция «государственный надзор и контроль». В свою очередь по тексту данной статьи используется конструкция «государственный контроль (надзор)», что противоречит пункту 2 части 2 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IНС) в котором указано, что в тексте нормативного правового акта не допускается употребление в одном и том же смысле разных понятий (терминов).
Учитывая изложенное предлагаем пункт 3 статьи 1 законопроекта доработать в вышеуказанном аспекте.
Далее, по тексту предлагаемой редакции статьи 20 Закона № 79-IНС для обозначения Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики используется формулировка «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере образования и науки». Однако в Законе Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 55-IНС «Об образовании» для наименования соответствующего министерства используется формулировка «республиканский орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки».
Отсутствие единообразного применения понятий противоречит части 2 статьи 28 Закона № 72-IНС, в которой указано, что используемые в нормативных правовых актах понятия и термины применяются единообразно в соответствии с их значением, исключающем возможность различного толкования.
Исходя из этого предлагаем по тексту предлагаемой редакции статьи 20 Закона № 79-IНС конструкцию «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере образования и науки» в соответствующем падеже заменить на «республиканский орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки» в соответствующем падеже.
Частью 5 предлагаемой редакции статьи 20 Закона № 79-IНС установлено следующее:
«Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику контроля и надзора в сфере использования телекоммуникаций и информационных технологий, осуществляет государственный контроль (надзор) в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию в части соблюдения требований законодательства Донецкой Народной Республики к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет) и подвижной (мобильной) связи».
В свою очередь пунктом 3 части 2 предлагаемой редакции статьи 20 Закона № 79-IНС закреплено, что республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере массовых коммуникаций, осуществляет государственный контроль (надзор) в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в сфере распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет).
Исходя из этого, можно сделать вывод, что за двумя республиканскими органами исполнительной власти закреплено идентичное полномочие по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в сфере распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет). Соответствующее положение может неблагоприятно отразиться на практике, поскольку предложенная редакция приведет к конкуренции при реализации соответствующего полномочия двумя различными органами.
Учитывая изложенное предлагаем согласовать пункт 3 части 2 с частью 5 предлагаемой редакции статьи 20 Закона № 79-IНС в вышеуказанном аспекте.
Пунктом 4 статьи 1 законопроекта предлагается абзац первый части 3 статьи 24 Закона № 79-IНС изложить в следующей редакции:
«До принятия законодательства Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, предоставить право уполномоченным должностным лицам органов исполнительной власти, указанных в части 1 статьи 20 настоящего Закона, составлять протоколы об административных правонарушениях…».
Следует отметить, что в части 1 предлагаемой редакции статьи 20 Закона № 79-IНС указаны именно «республиканские органы исполнительной власти». Употребление в одном и том же смысле разных понятий (терминов) противоречит пункту 2 части 2 статьи 25 Закона № 72-IНС.
На основании изложенного предлагаем пункт 4 статьи 1 законопроекта перед конструкцией «органов исполнительной власти» дополнить словом «республиканских».
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.