В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в некоторые законы Донецкой Народной Республики, регулирующие отношения в сфере здравоохранения» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «устранение пробелов и юридических коллизий в действующем законодательстве Донецкой Народной Республики. Непосредственно нормы законопроекта направлены на конкретизацию органов исполнительной власти уполномоченных на принятие соответствующих подзаконных нормативных правовых актов, а также на обеспечение реализации законодательных актов Донецкой Народной Республики».
Статьей 1 законопроекта предлагается пункт 3 части 2 статьи 8 Закона Донецкой Народной Республики от 06.03.2015 № 15-IНС «О донорстве крови и ее компонентов» (далее – Закон № 15-IНС) признать утратившим силу. Исходя из пояснительной записки, указанные изменения вносятся в связи с тем, что частью 5 статьи 3 Закона № 15-IНС полномочие по определению порядка осуществления и размеров выплат донору закреплено за Советом Министров Донецкой Народной Республики. Тогда как положениями пункта 3 части 2 статьи 8 Закона № 15-IНС установлено, что «к полномочиям органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, относятся … установление размеров выплаты за сдачу крови и (или) ее компонентов», что приводит к коллизии норм Закона № 15-IНС.
В то же время разработчиком законопроекта не учитываются положения пункта 5 части 2 статьи 8 Закона № 15-IНС, которыми закреплено, что «к полномочиям органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, относятся … определение порядка осуществления ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор Донецкой Народной Республики», а также части 8 статьи 16 Закона № 15-IНС, устанавливающими, что «нормы питания доноров и размеры выплат за сданную кровь и ее компоненты утверждаются органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере здравоохранения».
Исходя из изложенного, можно прийти к выводу о том, что предложенные изменения устранят указанную коллизию не в полной мере.
В связи с этим предлагаем статью 1 законопроекта доработать.
Пунктом 1 статьи 2 законопроекта предлагается в части 3 статьи 5 Закона Донецкой Народной Республики от 10.04.2015 № 39-IНС «О предупреждении распространения туберкулеза в Донецкой Народной Республике» (далее – Закон № 39-IНС) слова «Советом Министров Донецкой Народной Республики» заменить словами «республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения». Таким образом, больные туберкулезом, а также малолетние и несовершеннолетние лица, инфицированные микобактериями туберкулеза, во время стационарного или санаторно-курортного лечения в противотуберкулезных учреждениях будут бесплатно обеспечиваться питанием по нормам, установленным республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.
Вместе с тем частью 7 статьи 11 Закона № 39-IНС предусмотрено, что в период пребывания в туберкулезных стационарах больные туберкулезом обеспечиваются питанием по специальным нормам, которые утверждаются Советом Министров Донецкой Народной Республики.
Кроме того, согласно части 4 статьи 20 Закона № 39-IНС больные туберкулезом, а также малолетние и несовершеннолетние лица, инфицированные микобактериями туберкулеза, имеют право на бесплатное питание на время стационарного или санаторно-курортного лечения в противотуберкулезных учреждениях (структурах, организациях) в соответствии с нормами, которые устанавливаются Советом Министров Донецкой Народной Республики.
Таким образом, в случае внесения предложенных изменений в Закон № 39-IНС установление норм питания будет, как в компетенции Правительства Донецкой Народной Республики, так и республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере здравоохранения, что в свою очередь создаст коллизию и сложности в правоприменении норм Закона № 39-IНС.
На основании изложенного предлагаем статью 2 законопроекта доработать.
Пунктом 7 статьи 2 законопроекта предлагается в части 3 статьи 19 Закона № 39-IНС абзац второй исключить.
Необходимо отметить, что часть 3 статьи 19 Закона № 39-IНС состоит из одного абзаца, в связи с чем предлагаем пункт 7 статьи 2 законопроекта доработать.
Пунктом 2 статьи 3 законопроекта предлагается часть 3 статьи 58 Закона Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 № 42-IНС «О здравоохранении» (далее – Закон № 42-IНС) изложить в следующей редакции:
«При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в учреждениях здравоохранения государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики, за счет средств Республиканского и местных бюджетов».
Следует указать, что в предлагаемой редакции отсутствует возможность приглашения к лицам заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы врачей-специалистов учреждений здравоохранения государственной или муниципальной системы здравоохранения для проведения консультаций.
Необходимо отметить, что в действующей редакции части 3 статьи 58 Закона № 42-IНС данная возможность предусмотрена и является необходимой, поскольку обеспечивает оказание должной медико-санитарной помощи вышеуказанным лицам, которая направлена на профилактику заболеваний, травм и отравлений.
Исходя из этого, предлагаем в пункте 2 статьи 3 законопроекта после слов «муниципальной системы здравоохранения» дополнить конструкцией «, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных учреждений здравоохранения».
Пунктом 2 статьи 6 законопроекта предусмотрено внесение изменений в часть 3 статьи 30 Закона Донецкой Народной Республики от 20.03.2015 № 28-IНС «Об обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Донецкой Народной Республики» (далее – Закон № 28-IНС), которой установлено следующее:
«Республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, определяет порядок и условия использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях».
В частности, разработчиком предложено слово «использования» заменить словом «обращения».
Стоит указать, что предметом регулирования статьи 30 Закона № 28-IНС являются правоотношения в сфере использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях, а не их обращения.
Кроме того, внесение данной правки будет противоречить законодательному опыту Российской Федерации, и, следовательно, избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации. Так, действующая редакция части 3 статьи 30 Закона № 28-IНС изложена аналогично положениям части 3 статьи 31 Федерального закона Российской Федерации от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Аналогичное замечание в полной мере применимо и к пункту 4 статьи 6 законопроекта.
На основании изложенного предлагаем в статье 6 законопроекта:
1) пункт 2 исключить;
2) в пункте 4 слово «обращения» заменить словом «использования».
Следует отметить, что в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 45, 48, 84-86 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.