В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «регулирование правоотношений в сфере адвокатской деятельности при реализации задач адвокатского самоуправления».
Также в пояснительной записке разработчик указывает на истекший срок полномочий Председателя и членов Совета адвокатов Донецкой Народной Республики, в связи с чем созвать очередную конференцию адвокатов Донецкой Народной Республики и избрать новый состав Совета адвокатов Донецкой Народной Республики в настоящее время не представляется возможным, что в свою очередь не позволяет Совету адвокатов Донецкой Народной Республики реализовывать свои функции, предусмотренные Законом Донецкой Народной Республики от 20.03.2015 № 25-ІНС «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (далее – Закон № 25-ІНС).
Так, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предусмотрено изложение в новой редакции статьи 39 Закона № 25-IHC, которой регламентированы положения о конференции адвокатов Донецкой Народной Республики.
Стоит указать, что в предложенной редакции статьи 39 Закона № 25-IHC, в отличие от действующей, не регламентированы полномочия конференции адвокатов Донецкой Народной Республики, что не позволит реализовать задачи данной организационной формы адвокатского самоуправления.
Кроме того, абзацем вторым части 1 предлагаемой редакции статьи 39 предусмотрено, что «в случае истечения срока полномочий Председателя и членов Совета адвокатов Донецкой Народной Республики, определенного в статье 37 настоящего Закона, и неизбрания конференцией адвокатов новых Председателя и членов Совета адвокатов Донецкой Народной Республики республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, по поручению Главы Донецкой Народной Республики созывает адвокатов Донецкой Народной Республики и организовывает проведение конференции адвокатов для избрания новых Председателя и членов Совета адвокатов Донецкой Народной Республики. При этом порядок выдвижения и избрания кандидатов на должности Председателя и членов Совета адвокатов Донецкой Народной Республики определяется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции».
В свою очередь согласно абзацу второму части 3 предлагаемой редакции статьи 39 «при наступлении обстоятельств, определенных абзацем вторым части 1 настоящей статьи, конференция адвокатов считается полномочной, если в ее работе принимает участие не менее одной десятой от общего числа адвокатов Донецкой Народной Республики».
Поскольку конференция адвокатов Донецкой Народной Республики является высшим органом адвокатского самоуправления, считаем недопустимым избрание Председателя и членов Совета адвокатов Донецкой Народной Республики, если в работе конференции принимает участие лишь одна десятая от общего числа адвокатов Донецкой Народной Республики, поскольку данный вопрос затрагивает все адвокатское сообщество и требует решения при наличии хотя бы половины от общего числа адвокатов.
На основании изложенного предлагаем:
1) пункт 1 статьи 1 законопроекта дополнить полномочиями конференции адвокатов Донецкой Народной Республики;
2) в абзаце втором части 3 предлагаемой редакции статьи 39 Закона № 25-ІНС конструкцию «одной десятой» заменить «половины».
Следует отметить, что в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 31, 48 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.