В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «уравнивание налогообложения доходов от осуществления деятельности в сфере права, а также снижение налоговой нагрузки на лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 6 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 1241.6 статьи 1241 Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-IНС «О налоговой системе» (далее – Закон № 99-IНС) изложить в следующей редакции:
«1241.6. Физические лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, обязаны вести Книгу учета доходов такой деятельности.
Форма Книги учета доходов, а также порядок ее заполнения утверждается приказом республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела».
Обращаем внимание, что в действующей редакции части 1241.6 статьи 1241 Закона № 99-IНС идет речь о Книге учета доходов и расходов. Кроме того, следует указать на то, что по тексту Закона № 99-IНС отсутствует единство в части использования конструкций «Книга учета доходов» и «Книга учета доходов и расходов».
Анализ положений Закона № 99-IНС не позволяет однозначно определить идет ли речь об одном документе либо о разных, что может негативно отразится на практике применения положений Закона № 99-IНС и противоречит части 1 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IHC), которой установлено, что текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии.
С учетом изложенного предлагаем положения пункта 6 статьи 1 законопроекта доработать.
Пунктом 7статьи 1 законопроекта предлагается пункт 166.1 статьи 166 Закона № 99-IHC изложить в следующей редакции:
«166.1. Плательщиками упрощенного налога I группы могут быть все субъекты хозяйствования, определенные статьей 165 настоящего Закона (кроме субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере права, оказывающих автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом, предоставляющих в аренду (субаренду) недвижимое имущество, торговые места и объекты малых архитектурных форм, торговая площадь которых превышает 20 квадратных метров), которые соответствуют совокупности следующих критериев:
- численность работников, состоящих в трудовых отношениях, – не более 10 человек;
- годовой объем валового дохода не превышает 3 000 000 российских рублей».
Необходимо отметить, что нормы Закона № 99-IHC не содержат такой категории налогоплательщиков, как «субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в сфере права». Указанное может негативно отразится на практике применения положений Закона № 99-IHC, поскольку невозможно будет определить, кого следует отнести к «субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность в сфере права». Следовательно, предложенный подход противоречит требованиям части 2 статьи 28 Закона № 72-IHC, которой предусмотрено, что «в нормативном правовом акте даются определения вводимых понятий, а также юридических, технических и других специальных терминов».
С учетом изложенного предлагаем пункт 7 статьи 1 законопроекта доработать.
Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 40, 48, 93 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.