Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 20 Закона Донецкой Народной Республики «Об информации и информационных технологиях» и в Закон Донецкой Народной Республики «О средствах массовой информации» № 625-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 20 Закона Донецкой Народной Республики «Об информации и информационных технологиях» и в Закон Донецкой Народной Республики «О средствах массовой информации» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «пресечение распространения недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу жизни и (или) здоровью граждан, массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, наступления иных тяжких последствий».

Обращаем внимание, что положения законопроекта основаны на положениях проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 153 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» (далее – проект ФЗ), принятого Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении. Вместе с тем, положения законопроекта содержат ряд недостатков, позволяющих сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Так, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается часть 1 статьи 20 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 71-IНС «Об информации и информационных технологиях» (далее – Закон № 71-ΙНС) после слов «проводимых с нарушением установленного порядка,» дополнить словами «недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу жизни и (или) здоровью граждан, массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, наступления иных тяжких последствий,».

Следует отметить, что предлагаемые законопроектом формулировки содержат открытый перечень информации, запрещаемой к распространению и допускающий возможность отнесения к запрещаемой любой информации, которая создает угрозу «наступления иных тяжких последствий», при этом критерии отнесения последствий к тяжким в законопроекте не установлены, что не соответствует требованиям правовой определенности и может привести к ограничению свободы слова, которая гарантируется частью 1 статьи 22 Конституции Донецкой Народной Республики. Аналогичное замечание применимо и к пункту 1 статьи 2 законопроекта.

С учетом изложенного предлагаем пункт 1 статьи 1, пункт 1 статьи 2 законопроекта доработать в указанной части.

Пунктом 1 статьи 2 законопроекта предлагается статью 4 Закона Донецкой Народной Республики от 29.06.2015 № 59-IНС «О средствах массовой информации» (далее – Закон № 59-IНС) дополнить частью 9 следующего содержания:

«Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу жизни и (или) здоровью граждан, массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, наступления иных тяжких последствий».

Обращаем внимание, что устанавливаемый пунктом 1 статьи 2 законопроекта запрет уже предусмотрен частью 1 статьи 61 Закона № 59-IНС, которой закреплено, что «не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации».

На основании изложенного возникает вопрос о целесообразности дополнения статьи 4 Закона № 59-IНС частью 9 в предложенной пунктом 1 статьи 2 законопроекта редакции.

Пунктом 2 статьи 2 законопроекта предлагается по тексту Закона № 59-IНС слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменить словом «Правительство» в соответствующем падеже. Вместе с тем данным законопроектом аналогичные изменения не вносятся в Закон № 71-ΙНС, тогда как по тексту данного закона используется конструкция «Совет Министров». В связи с этим предлагаем статью 1 законопроекта дополнить пунктом 2 следующего содержания:

«2) по тексту слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменить словом «Правительство» в соответствующем падеже».

Следует указать и на то, что проект ФЗ, на положениях которого основан законопроект, рассматривается совместно с проектом федерального закона «О внесении изменения в статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которым предлагается установить ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу жизни и (или) здоровью граждан, массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, наступления иных тяжких последствий.

В свою очередь, Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 № 8074-10, действующий на территории Донецкой Народной Республики, не предусматривает ответственности за подобное административное правонарушение, а Кодекс Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях на данный момент не принят.

Следовательно, изменения, вносимые в Закон № 71-ΙНС и Закон № 59-IНС невозможно будет должным образом реализовать, в связи с отсутствием ответственности за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений.

Исходя из изложенного, можно прийти к выводу о том, что рассмотрение данного законопроекта до принятия Кодекса Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях представляется преждевременным.

Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 48, 108 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.