В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской законопроект «направлен на усовершенствование норм действующего законодательства Донецкой Народной Республики в сфере таможенного регулирования в части уточнение некоторых терминов, а также приведения в соответствие с действующим законодательством Донецкой Народной Республикой отдельных правовых норм Закона Донецкой Народной Республики от 25 марта 2016 года № 116-IHC «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике (далее – Закон № 116-IHC)».
Следует отметить, что по тексту законопроекта при определении компетентного государственного органа в сфере таможенного дела используется конструкция «Таможенная служба Донецкой Народной Республики». Вместе с тем Разделом II Закона № 116-IHC устанавливается структура таможенных органов Донецкой Народной Республики.
В частности, частью 1 статьи 14 Закона № 116-IHC предусмотрено, что «Таможенные органы – вооруженные правоохранительные органы, входящие в систему органов доходов и сборов, деятельность которых направлена на обеспечение экономических интересов и безопасности Донецкой Народной Республики, а также на реализацию таможенной политики, связанной с установлением порядка перемещения товаров, транспортных средств и иных предметов через таможенную границу Донецкой Народной Республики, взиманием таможенных платежей, процедурой осуществления таможенного контроля и оформления, борьбой с контрабандой и нарушениями таможенных правил, а также иными преступлениями, отнесенными законодательством к компетенции таможенных органов».
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что таможенные органы Донецкой Народной Республики – это единая общереспубликанская система таможенных органов, которая состоит из Департамента таможенного дела республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, таможенных постов и таможенных терминалов, а также специализированных таможенных учреждений и организаций.
Законом № 116-IHC не предусмотрено создание и функционирование Таможенной службы Донецкой Народной Республики как отдельного органа государственной власти, в связи с чем практическая реализация положений законопроекта будет допускать неоднозначное толкование, что является недопустимым.
В связи с этим предлагаем законопроект в этой части доработать.
Особого внимания заслуживает пункт 11 статьи 1 законопроекта, предполагающий дополнение статьи 138 Закона № 116-IHC частями 9-11 следующего содержания:
«9. Товары (за исключением подакцизных), которые пересылаются в адрес одного получателя (субъекта хозяйствования или физического лица) в одной депеше от одного отправителя в международном почтовом отправлении, в адрес одного получателя (субъекта хозяйствования или физического лица), в одном экспресс-отправлении от одного отправителя при международных экспресс перевозках, если их суммарная фактурная стоимость не превышает эквивалента 150 евро, не являются объектом налогообложения таможенными платежами.
10. Товары (за исключением подакцизных), которые пересылаются в адрес одного получателя (субъекта хозяйствования или физического лица) в одной депеше от одного отправителя в международном почтовом отправлении, в адрес одного получателя (субъекта хозяйствования или физического лица), в одном экспресс-отправлении от одного отправителя при международных экспресс перевозках, если их суммарная фактурная стоимость превышает эквивалент 150 евро, подлежат обложению таможенными платежами:
1) для субъектов хозяйствования - в соответствии с Разделом XI настоящего Закона;
2) для физических лиц облагаются ввозной пошлиной по ставке 10 процентов от суммарной фактурной стоимости товаров, превышающей эквивалент 150 евро.
11. Декларирование товаров, которые пересылаются через таможенную границу Донецкой Народной Республики в международных почтовых и экспресс-отправлениях, осуществляется оператором почтовой связи, экспресс-перевозчиком или декларантом (уполномоченным им лицом).
Товары, которые не являются объектом налогообложения, а также корреспонденция, письма, почтовые открытки, экспресс-отправления документального характера, пересылаемые в адрес субъектов хозяйствования, декларируются в устной форме на основании товаросопроводительных документов. Иные товары, которые пересылаются через таможенную границу Донецкой Народной Республики в международных почтовых и экспресс-отправлениях подлежат письменному декларированию».
Следует отметить, что указанные положения в целом основаны на аналогичных предписаниях статьи 234 Таможенного кодекса Украины от 13.03.2012 № 4495-VI.
В свою очередь, в Российской Федерации действует схожий порядок. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – Таможенный кодекс ЕАЭС) и Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» содержат предписания, что товары для личного пользования (за исключением неделимых товаров для личного пользования), пересылаемые в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Союза без уплаты таможенных пошлин:
1) с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. включительно – стоимость не превышает сумму, эквивалентную 500 евро, и (или) вес брутто международных почтовых отправлений не превышает 31 кг в течение 1 календарного месяца в адрес одного физического лица;
2) с 1 января 2020 г. - стоимость не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, и (или) вес брутто международного почтового отправления не превышает 31 кг.
В то же время учитывая сложную социально-экономическую обстановку в Донецкой Народной Республике, связанную с экономической блокадой со стороны государства Украина, невысоким уровнем дохода значительной части населения, а также значительным уровнем цен на товары, закрепление вышеуказанных предписаний создаст дополнительные барьеры для приобретения гражданами Донецкой Народной Республики необходимых им товаров за рубежом.
В этой связи представляется необходимым найти баланс между частным и публичным интересом, между наполнением Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики с одной стороны и социально-экономической целесообразностью – с другой.
В связи с этим принятие законопроекта в этой части возможно только после получения положительного заключения Правительства Донецкой Народной Республики.
Подпунктом «б» пункта 39 статьи 1 законопроекта предлагается статью 298 Закона № 116-IHC «Условия перемещения гражданами товаров через таможенную границу Донецкой Народной Республики» дополнить частью 8 следующего содержания:
«При перемещении гражданами через таможенную границу Донецкой Народной Республики гробов с телами (урн с прахом) или останков умерших, декларирование осуществляется путем подачи таможенному органу в пункте пропуска письменного заявления в произвольной форме, документов, удостоверяющих факт смерти, и выданной компетентными органами справки об отсутствии дополнительных вложений в телах, останках, гробах и урнах, перемещение которых через таможенную границу Донецкой Народной Республики запрещено».
Акцентируем внимание на то, что в настоящее время Закон № 116-IHC не содержит правовых предписаний относительно правового регулирования перемещения гражданами через таможенную границу Донецкой Народной Республики вышеуказанных объектов, в связи с чем установление подобного правила способствует заполнению правового пробела.
В то же время предлагаемая к дополнению редакция части 8 статьи 298 Закона № 116-IHC содержит конструкцию «компетентные органы», которая не позволяет однозначно определить необходимого адресата для получения гражданами справки об отсутствии дополнительных вложений в телах, останках, гробах и урнах, перемещение которых через таможенную границу Донецкой Народной Республики запрещено.
В Российской Федерации и других странах Евразийского экономического союза необходимым документом для таможенного декларирования ввоза /вывоза гробов с телами (останками) и урн с прахом (пеплом) умерших согласно частям 19, 20 статьи 260 Таможенного кодекс ЕАЭС является акт (справка) в произвольной форме специализированной организации, осуществлявшей ритуальные услуги по запайке цинковых гробов, с указанием, что в них отсутствуют посторонние вложения, и с приложением описи вещей и ценностей умершего в случае их отправки вместе с телом (останками) умершего.
В связи с этим предлагаем подпункт «б» пункта 39 статьи 1 законопроекта доработать.
Пунктом 44 статьи 1 законопроекта предлагается статью 433 Закона № 116-IHC дополнить частью 3 следующего содержания:
«3. Сотрудники республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, имеют право быть членами общественных организаций и движений, в том числе преследующих политические цели».
Следует отметить, что регламентация данных правоотношений не входит в предмет регулирования Закона № 116-IHC, который составляют правоотношения в сфере таможенного регулирования, а именно: установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Донецкой Народной Республики, их нахождения и использования на таможенной территории или за ее пределами; закрепления порядка совершения таможенных операций и другие схожие отношения. В то же время предлагаемые пунктом 44 статьи 1 законопроекта дополнения могут содержаться в нормативных правовых актах, регламентирующих прохождение государственной службы.
В связи с этим предлагаем пункт 44 статьи 1 законопроекта исключить.
Следует отметить, что в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 31, 48 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.