Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О Государственном флаге Донецкой Народной Республики» № 397-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «О Государственном флаге Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
По тексту законопроекта прослеживается отсутствие единства в использовании конструкции «настоящий Закон». Так, в части 3 статьи 1 законопроекта используется конструкция «настоящий закон», а в преамбуле, части 1 статьи 10, статье 11 «настоящий Закон». В целях приведения в соответствие терминологии, используемой в законопроекте предлагаем в части 3 статьи 1 законопроекта конструкцию «настоящий закон» заменить на «настоящий Закон».
Пунктом 4 части 1 статьи 2 законопроекта предусмотрено, что Государственный флаг Донецкой Народной Республики поднят постоянно на зданиях Конституционного Суда Донецкой Народной Республики, а пунктом 2 части 1 статьи 4 законопроекта установлено, что Государственный флаг Донецкой Народной Республики установлен постоянно в рабочем кабинете Председателя Конституционного Суда Донецкой Народной Республики. Обращаем внимание, то на данный момент в Донецкой Народной Республике правосудие осуществляют Верховный Суд Донецкой Народной Республики, суды общей юрисдикции, специализированные суды, в число которых не входит Конституционный Суд Донецкой Народной Республики, соответственно отсутствует и Председатель Конституционного Суда Донецкой Народной Республики. В связи с этим предлагаем:
- пункт 4 части 1 статьи 2 законопроекта исключить;
- из пункта 2 части 1 статьи 4 законопроекта слова «Председателя Конституционного Суда Донецкой Народной Республики» исключить.
Также, частью 2 статьи 2 законопроекта предусмотрено, что Государственный флаг Донецкой Народной Республики поднят постоянно (один или вместе с соответствующими флагами) на зданиях республиканских органов исполнительной власти. Пунктом 2 части 1 статьи 4 законопроекта предусмотрено, что Государственный флаг Донецкой Народной Республики установлен постоянно в рабочем кабинете руководителей республиканских органов исполнительной власти. Согласно части 1 статьи 11 Закона Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 № 35-IHC «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики» (в редакции от 24.06.2016) (далее – Закон № 35-IHC) министерства Донецкой Народной Республики являются единственными республиканскими органами исполнительной власти. В то же время необходимо отметить, что в Донецкой Народной Республике существуют органы исполнительной власти, подчиняющиеся непосредственно Совету Министров Донецкой Народной Республики, и имеющие сходный с министерствами статус. Кроме того, система органов исполнительной власти, предусмотренная статьёй 9 Закона № 35-IHC, составляет систему органов государственной власти Донецкой Народной Республики.
На основании изложенного предлагаем из части 2 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 4 законопроекта слово «республиканских» исключить.
Частью 1 статьи 6 законопроекта предусмотрена конструкция «республиканскими органами государственной власти». Поскольку Конституцией Донецкой Народной Республики закреплено такое определение, как «органы государственной власти», предлагаем в части 1 статьи 6 законопроекта слово «республиканскими» исключить.
Далее, анализируя положения исследуемого проекта нормативного правого акта, следует обратить внимание на то, что в настоящий момент в Донецкой Народной Республике отсутствует законодательство, регулирующее правовой статус граждан Донецкой Народной Республики. В связи с чем предлагаем законопроект после статьи 11 дополнить статьёй 12 следующего содержания:
«До принятия законодательства Донецкой Народной Республики, регулирующего вопросы гражданства, в понимании настоящего Закона, гражданами Донецкой Народной Республики являются лица, проживающие на территории Донецкой Народной Республики».
Кроме того, Верховный Суд Донецкой Народной Республики обращает внимание на следующее.
Законодательный процесс - это урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения проектов нормативных правовых актов (законов) и принятия нормативных правовых актов (законов) высшим органом государственной власти.
Следует обратить внимание на то, что законодательный процесс в любом государстве подчиняется определенным нормам, правилам и даже традициям, отход от которых невозможен. В каждом государстве существует своя специфика законодательного процесса, однако общим для всех является то, что создание законов урегулировано конституцией и законодательством страны, осуществляется высшими органами власти в государстве; законодательный процесс представляет собой процедуру, состоящую из последовательно сменяющих друг друга обязательных стадий.
В Донецкой Народной Республике законодательный процесс регулируется Конституцией Донецкой Народной Республики, Законом Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах» (в редакции от 24.06.2016 года) (далее – Закон № 72-IНС), Регламентом Народного Совета Донецкой Народной Республики (далее – Регламент), а также утверждённым Народным Советом Донецкой Народной Республики Положением о порядке работы с проектами нормативно-правовых и иных актов.
Регламент устанавливает определенные требования к оформлению законопроектов.
Так, подпунктом «в» пункта 3 части 1 статьи 93 Регламента установлено, что необходимым условием внесения проекта законодательного или иного нормативного правового акта в Народный Совет Донецкой Народной Республики, кроме всего прочего, является наличие в качестве приложения к законопроекту заключения Министерства финансов Донецкой Народной Республики о возможности или невозможности финансирования дополнительных трат, связанных с принятием проекта закона, из бюджета Республики или иных внебюджетных фондов. В связи с указанным одним из обязательных условий для рассмотрения и принятия законопроекта является необходимость предоставления Министерством финансов Донецкой Народной Республики заключения о возможности финансирования за счет средств Республиканского и местного бюджетов Донецкой Народной Республики расходов, связанных с принятием вносимого проекта.
Кроме того, Законом № 72-IНС установлена процедура подготовки проекта нормативного правового акта. Так, в соответствии со статьёй 14 Закона № 72-IНС одним из обязательных элементов подготовки проекта нормативного правового акта является проведение правовой и иных необходимых экспертиз. Статьёй 24 Закона № 72-IНС закреплена императивная норма, согласно которой проект нормативного правового акта подлежит правовой и иной экспертизе в соответствии с главой 7 настоящего Закона. Каких-либо исключений относительно возможности непроведения экспертиз законодателем не предусмотрено. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона № 72-IНС проводятся следующие виды экспертиз: правовая, финансово-экономическая, научно-техническая, антикоррупционная, лингвистическая и др. Перечень экспертиз, которым подлежит проект нормативного правового акта, не является исчерпывающим.
Из анализа вышеизложенных норм Закона № 72-IНС следует, что с момента вступления его в силу обязательным условием для принятия каждым правотворческим органом любого вида нормативного правового акта является, кроме прочего, наличие заключений о проведении ряда экспертиз, порядок проведения которых на данный момент нормативно не урегулирован.
Таким образом, Верховный Суд Донецкой Народной Республики приходит к выводу, что вышеперечисленные этапы прохождения законопроекта от его внесения до принятия как закона являются обязательными для всех субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, которое закреплено Конституцией Донецкой Народной Республики.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учётом указанных замечаний и предложений.