Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» № 615-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской «законопроектом предлагается внести изменения в статьи 9 и 11, регулирующие порядок создания и государственную регистрацию религиозных организаций, установить момент приобретения правоспособности, а на уполномоченный орган возложить обязанности по ведению реестра религиозных организаций в отношении, которых принято решение о государственной регистрации». В пояснительной записке также указано, что «законопроектом предлагается дополнить статью 32 нормой, которая закрепляет, какие религиозные организации признаются действующими и подлежат государственной регистрации в соответствии со статьей 11 Закона с учетом особенностей, предусмотренных статьей 32. Проект закона также предусматривает меры, которые будут применяться к организациям непрошедшим государственную регистрацию».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается статью 9 Закона Донецкой Народной Республики от 24.06.2016 № 140-ΙНС «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (далее – Закон № 140-ΙНС) дополнить частью 6 следующего содержания:

«Правоспособность религиозной организации как юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей сведений о ее создании».

Обращаем внимание, что вопрос правоспособности юридического лица не является предметом регулирования Закона № 140-ΙНС, а должен закрепляться в гражданском законодательстве. Следует указать и на то, что положения проекта Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики основаны на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ). В частности, абзацем первым части 3 статьи 49 ГК РФ установлено, что «правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении».

Отметим также, что подобные положения закреплены и в Гражданском кодексе Украины от 16.01.2003 № 435-IV (далее – ГК Украины), который действует на территории Донецкой Народной Республики на основании части 2 статьи 86 Конституции Донецкой Народной Республики. Так, частью 4 статьи 91 ГК Украины закреплено, что «гражданская правоспособность юридического лица возникает с момента его создания и прекращается со дня внесения в единый государственный реестр записи о его прекращении».

Указанное выше свидетельствует о нецелесообразности дополнения статьи 9 Закона № 140-ΙНС частью 6, в связи с чем предлагаем пункт 1 статьи 1 законопроекта исключить.

Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается абзац второй части 1 статьи 11 Закона № 140-ΙНС дополнить словами «и является основанием для постановки ее на учет и внесения сведений в соответствующий Реестр, форма которого утверждается уполномоченным органом».

Вместе с тем предложением вторым части 5 статьи 11 Закона № 140-ΙНС предусмотрено, что «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, на основании решения уполномоченного органа выдает зарегистрированной религиозной организации свидетельство о государственной регистрации установленного образца, два экземпляра устава в прошитом виде и вносит сведения в соответствующий Реестр».

Исходя из анализа положений предложения второго части 5 статьи 11 Закона № 140-ΙНС, можно прийти к выводу о том, что Законом № 140-ΙНС уже закреплено предписание о том, что решение уполномоченного органа является основанием для внесения сведений в указанный реестр. Следовательно, дополнение абзаца второго части 1 статьи 11 Закона № 140-ΙНС представляется излишним.

На основании указанного предлагаем пункт 2 статьи 1 законопроекта исключить.

Подпунктом «г» пункта 3 статьи 1 законопроекта предлагается часть 6 статьи 32 Закона № 140-ΙНС дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«К действующим религиозным организациям, в том числе зарегистрированным после 14 мая 2014 года, не подавшим документы в уполномоченный орган для принятия решения о государственной регистрации в срок до 1 марта 2019 года, в соответствии с частью 3 настоящей статьи, должны применяться меры принудительной ликвидации по решению суда на основании иска о принудительной ликвидации, который имеют право подавать органы прокуратуры, уполномоченный орган, республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере доходов и сборов».

Представляется нецелесообразным наделение республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере доходов и сборов, правом требования принудительной ликвидации религиозных организаций, поскольку в статьях 11 и 32 Закона № 140-ΙНС регламентирован порядок специальной государственной регистрации религиозных организаций, который осуществляется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры и религии.

В связи с чем предлагаем подпункт «г» пункта 3 статьи 1 законопроекта изложить в следующей редакции:

«г) часть 6 дополнить вторым абзацем следующего содержания:

«Действующие религиозные организации, в том числе зарегистрированные после 14 мая 2014 года, не подавшие документы в уполномоченный орган для принятия решения о государственной регистрации в срок до 1 марта 2019 года в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного органа или прокурора».

Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 25, 48, 64 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.