В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в некоторые законы Донецкой Народной Республики, регулирующие отношения в сфере перевозок пассажиров на такси» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью данного законопроекта является «исключение перевозок на такси из списка лицензируемых видов деятельность, упрощение порядка регистрационных действий и внедрение новых подходов в государственном контроле деятельности по осуществлению перевозок пассажиров на такси».
Анализ положений законопроекта позволяет говорить о том, что он был разработан с учетом изменений в законодательные акты, которые предусмотрены Законом Донецкой Народной Республики от 09.11.2018 № 262-IHC «О внесении изменений в некоторые законы Донецкой Народной Республики, регулирующие отношения в сфере внутренних перевозок пассажиров на такси» (далее – Закон № 262-IHC).
В свою очередь Закон № 262-IHC вступает в силу лишь в феврале 2019 года (часть 1 статьи 4 Закона № 262-IHC). Соответственно, предусмотренные данным законом изменения еще не внесены в законодательные акты Донецкой Народной Республики.
При этом законопроектом не предусмотрены положения, которые каким- либо образом связывают момент вступления в силу законопроекта с моментом вступления в силу Закона № 262-IHC. Отсутствие подобных положений приводит к тому, что законопроект на момент вступления его в силу не будет соответствовать правовой действительности и будет не способен достигнуть поставленных перед ним целей.
Так, например, статьей 1 законопроекта предлагается пункт 37 части 3 статьи 10 Закона Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 № 18-IНС «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 18-IНС) изложить в следующей редакции:
«деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или физического лица-предпринимателя)».
Вместе с тем статьей 1 Закона № 262-IHC пункт 37 части 3 статьи 10 Закона № 18-IНС излагается в следующей редакции:
«предоставление услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (кроме внутренних перевозок пассажиров на такси)».
Следовательно, при вступлении в силу законопроекта ранее вступления в силу Закона № 262-IHC возможна ситуация, при которой пункт 37 части 3 статьи 10 Закона № 18-IНС будет изложен в редакции законопроекта, а с момента вступления в силу Закона № 262-IHC редакция рассматриваемого пункта будет изложена в соответствии с положениями статьи 1 Закона № 262-IHC, что не позволит реализовать цели рассматриваемого законопроекта в части упрощения регистрационных действий для осуществления перевозок пассажиров на такси.
Кроме того, законопроектом предлагается признать утратившим силу пункт 41 части 1 статьи 62 статьи ЗаконаДонецкой Народной Республики от 21 августа 2015 года № 77-IНС «Об автомобильном транспорте» (далее – Закон № 77-IНС). В то же время данный пункт будет включен в Закон № 77-IНС лишь с момента вступления в силу Закона № 262-IHC, то есть в феврале 2019 года.
Таким образом, принятие законопроекта в предложенной редакции приведет к непоследовательному внесению изменений в законодательные акты и возникновению проблем в правоприменении.
С учетом изложенного положения законопроекта в части вступления его в силу необходимо доработать.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.