Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» № 604-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «введение для сельскохозяйственных товаропроизводителей, исключительным видом деятельности которых является растениеводство, специального налогового режима в виде уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога и особого режима налогообложения налогом на прибыль и налогом с оборота. Указанная система налогообложения предусматривает, что мелкие фермерские хозяйства, у которых площади собственных сельскохозяйственных угодий составляют не более 50 га и обрабатываются без привлечения наемных работников, имеют право выбрать уплату фиксированного сельхозналога по ставке 1,5% от нормативной денежной оценки земельного участка».

Разработчиком также подчеркивается, что «предлагаемые изменения, в первую очередь, направлены на создание благоприятных условий для развития сельского хозяйства, повышение уровня жизни населения Донецкой Народной Республики, обеспечение экономической и продовольственной безопасности Республики, а также установление дополнительной поддержки сельскохозяйственных производителей».

Акцентируем внимание на том, что согласно части 3 статьи 72 Конституции Донецкой Народной Республики «законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Донецкой Народной Республики, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, рассматриваются по представлению Правительства Донецкой Народной Республики или при наличии заключения Правительства Донецкой Народной Республики». Соответственно необходимым условием принятия законопроекта является наличие заключения Правительства Донецкой Народной Республики.

Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 39, 48, 53 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.