Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в статью 44 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах» № 602-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в статью 44 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах» (далее – законопроект).

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Статьей 1 законопроекта предлагается статью 44 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IНС) изложить в следующей редакции:

«Нормативные правовые акты вступают в силу со дня, следующего за днем их официального опубликования (обнародования), если иное не установлено законодательством Донецкой Народной Республики или самим нормативным правовым актом».

В соответствии с пояснительной запиской «главной целью проекта является усовершенствование законодательного регулирования вопросов о сроке вступления в силу нормативных правовых актов. Принятие Проекта позволяет устранить  правовую коллизию действия закона во времени, когда юридические и физические лица совершая те либо иные действия согласно норм действующего законодательства, с подписанием нормативного правового акта лишаются своих законных прав».

Согласно пункту 11 части 1 статьи 1 Закона № 72-IНС нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) уполномоченным органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия норм права. Следовательно, положения предлагаемой редакции статьи 44 Закона № 72-IНС охватывают как законы, так и подзаконные нормативные правовые акты.

Вместе с тем согласно части 4 статьи 73 Конституции Донецкой Народной Республики «закон Донецкой Народной Республики вступает в силу со дня его официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе».

Исходя из анализа указанных положений, предложенная редакция статьи 44 Закона № 72-IНС не будет распространяться на момент вступления в силу законов, поскольку Конституцией Донецкой Народной Республики предусмотрен иной порядок вступления их в силу.

Следовательно, принятие законопроекта в редакции разработчика не позволит в полной мере достигнуть целей, указанных в пояснительной записке к законопроекту (в частности, «устранить правовую коллизию действия закона во времени», поскольку данный вопрос урегулирован в Конституции Донецкой Народной Республики).

С учетом изложенного положения статьи 1 законопроекта в части редакции статьи 44 Закона № 72-IНС предлагается доработать.

Стоит отметить, что в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 48, 59 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

В остальном положения законопроекта не противоречат действующему законодательству и внутренне согласованны, что обеспечит максимальную полноту регулирования соответствующей сферы правоотношений.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.