Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике» № 597-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике» (далее – законопроект).

Согласно пояснительной записке целью данного законопроекта является «гармонизация законодательных актов применительно к нормативно правовому регулированию отношений по осуществлению государственного управления в сфере таможенного дела».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Пунктом 20 статьи 1 законопроекта предлагается статью 106 Закона Донецкой Народной Республики от 25.03.2016 № 116-IНС «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республики» (далее – Закон № 116-IНС) изложить в новой редакции.

Так, предлагаемой статьей 106 Закона № 116-IНС установлено, что с целью осуществления контроля таможенными органами за перемещением товаров, транспортных средств и иных предметов через таможенную границу Донецкой Народной Республики, республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, устанавливаются предельные сроки доставки товаров.

Необходимо отметить, что исходя из предлагаемой статьи 106 Закона № 116-IНС, данные предельные сроки доставки распространяются лишь на товары, а на транспортные средства и иные предметы предельный срок перемещения не распространяется. Подобного рода ситуация может неблагоприятно отразиться на практике, во время осуществления контроля таможенными органами за перемещением транспортных средств и иных предметов.

Кроме того, наименование предлагаемой статьи 106 Закона № 116-IНС «Предельные сроки доставки товаров» не соответствует ее содержанию, поскольку распространяется исключительно на доставку товаров.

Учитывая изложенное предлагаем пункт 20 статьи 1 законопроекта доработать.

Подпунктом «б» пункта 37 статьи 1 законопроекта предлагается в части 4 статьи 197 Закона № 116-IНС слова «Советом Министров» заменить словом «Правительством».

Стоит учесть, что в действующей редакции части 4 статьи 197 Закона № 116-IНС используется конструкция «Совет Министров Донецкой Республики», которая, в части наименования государства противоречит Конституции Донецкой Народной Республики, в которой используется понятие «Донецкая Народная Республика».

На основании изложенного предлагаем подпункт «б» пункта 37 статьи 1 законопроекта изложить в следующей редакции:

«б) в части 4 слова «Советом Министров Донецкой Республики» заменить словами «Правительством Донецкой Народной Республики»;».

Пунктом 50 статьи 1 законопроекта предлагается статью 326 Закона № 116-IНС изложить в новой редакции. Так, в части 2 предлагаемой редакции статьи 326 Закона № 116-IНС используется конструкция «другие экспертные учреждения (организации)», однако в части 3 предлагаемой редакции статьи 326 Закона № 116-IНС используется формулировка «другие учреждения (организации)».

Необходимо отметить, что подобного рода положение противоречит пункту 2 части 2 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IНС), в котором указано, что в тексте нормативного правового акта не допускается употребление в одном и том же смысле разных понятий (терминов).

Учитывая изложенное предлагаем в части 3 предлагаемой редакции статьи 326 Закона № 116-IНС конструкцию «других учреждениях (организациях)» заменить на «других экспертных учреждениях (организациях)».

Пунктом 61 статьи 1 законопроекта предлагается в части 4 статьи 392 Закона № 116-IНС слова «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела» заменить словами «Таможенную службу Донецкой Народной Республики».

Следует отметить, что соответствующее изменение является некомплексным, поскольку в части 4 статьи 392 Закона № 116-IНС также используется формулировка «таможенный орган». Исходя из этого, в случае принятия законопроекта, часть 4 статьи 392 Закона № 116-IНС будет изложена в следующей редакции:

«Лицо, совершившее нарушение таможенных правил, обращается с письменным заявлением о прекращении дела о нарушении таможенных правил путем компромисса в Таможенную службу Донецкой Народной Республики. В случае отсутствия законных оснований для прекращения дела о нарушении таможенных правил путем компромисса, таможенный орган в течение семи рабочих дней, следующего за днем регистрации такого заявления, представляет заявителю мотивируемый ответ о причинах неприменения процедуры компромисса».

Следовательно, наряду с конструкцией «Таможенная служба Донецкой Народной Республики» будет использоваться конструкция «таможенный орган», что приведет к нарушению пункта 2 части 2 статьи 25 Закона № 72-IНС.

На основании изложенного предлагаем пункт 61 статьи 1 законопроекта изложить в следующей редакции:

«61) в части 4 статьи 392 слова «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела» заменить словами «Таможенную службу Донецкой Народной Республики», слова «таможенный орган» заменить словами «Таможенная служба Донецкой Народной Республики»;».

Также в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 5, 53 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.

В остальном положения законопроекта внутренне согласованны, что обеспечит максимальную полноту регулирования соответствующей сферы правоотношений.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.