Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О применении амнистии» № 593-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О применении амнистии» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской данный законопроект «определяет категории лиц, на которые акт об амнистии не распространяется, органы, исполняющие акт об амнистии и другие вопросы, связанные с применением амнистии».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Положения законопроекта в целом основаны на модели правового регулирования, закрепленной в законодательстве Украины, в частности, в Законе Украины от 01.10.1996 № 392/96-ВР «О применении амнистии в Украине». Данный факт вызывает вопрос в аспекте избранного Донецкой Народной Республикой курса на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Обращаем внимание на то, что в Российской Федерации объявление амнистии осуществляется соответствующим постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерация. При этом принятие постановления об объявлении амнистии сопровождается принятием другого постановления, которым регламентируется порядок применения первого. Например, Постановлением Государственной Думы от 24 апреля 2015 года № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» была объявлена амнистия в отношении лиц, указанных в данном Постановлении. В то же время сам порядок применения амнистии определен в Постановлении Государственной Думы от 24 апреля 2015 года № 6578-6 ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов».

Обращаем внимание на целесообразность использования порядка применения амнистии согласно законодательной модели Российской Федерации, а не Украины.

Кроме того, согласно части 1 статьи 1 законопроекта «амнистия – акт Народного Совета Донецкой Народной Республики, которым лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности, а осужденные лица – от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица освобождаются от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, может быть снята судимость».

Следует указать, что Конституция Донецкой Народной Республики не предусматривает отнесение к компетенции какого-либо органа государственной власти Донецкой Народной Республики полномочия по объявлению амнистии. В то же время включение данных положений в основной закон характерно для конституций множества развитых государств, в том числе для Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации). Следовательно, закрепление указанного предписания в Конституции Донецкой Народной Республики будет направлено на реализацию избранного Донецкой Народной Республикой курса на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 85 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики (далее – УК) «амнистия объявляется Верховным Советом Донецкой Народной Республики …».

Таким образом, ни Конституция Донецкой Народной Республики, ни УК не предусматривают норм о возложении на Народный Совет Донецкой Народной Республики полномочия по объявлению амнистии.

В связи с этим, для обеспечения возможности реализации положений законопроекта, необходимо внесение соответствующих изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики и часть 1 статьи 85 УК.

Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 48, 53 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании изложенного и учитывая высокую социальную значимость института амнистии, Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует перед внесением представленного законопроекта на рассмотрение Народного Совета Донецкой Народной Республики внести изменения относительно амнистии в Конституцию Донецкой Народной Республики, а также учесть иные замечания и предложения, изложенные в настоящем заключении.