В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта «является недопущение увеличения в 15 раз от базовой ставки налога за размещение отходов для полигонов ТБО городов и районов Донецкой Народной Республики и отсутствием возможности увеличения полигонами ТБО тарифов на предоставление услуг, что приводит к нерентабельности осуществления полигонами ТБО своей деятельности».
Так, законопроектом предлагается дополнить Закон Донецкой Народной Республики от 25 декабря 2015 года № 99-ІНС «О налоговой системе» статьей 2512, предусматривающей, что до 31 декабря 2020 года положения пункта 143.6 статьи 143 настоящего Закона (в части применения коэффициента к ставкам экологического налога, равного 3 и устанавливаемого в зависимости от места размещения отходов), а также положения пункта 144.7 статьи 144 настоящего Закона (в части применения коэффициента к ставкам экологического налога, равного 5 и устанавливаемого в случае размещения отходов в специально отведенных местах или объектах, которые не обеспечивают полного исключения загрязнения окружающей среды) не распространяются на субъектов хозяйствования, которые осуществляют эксплуатацию существующих полигонов твердых бытовых отходов. Перечень данных субъектов хозяйствования определяется Правительством Донецкой Народной Республики.
Таким образом, разработчиком предлагается временно освободить вышеуказанные субъекты хозяйствования от уплаты экологического налога за размещение отходов.
При этом по мнению разработчика «принятие законопроекта не предполагает финансовых затрат, покрываемых за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, поскольку уменьшение налоговой нагрузки на полигоны при оплате налогов за размещение отходов в дальнейшем потребует меньших дотационных затрат из бюджета на их поддержание».
Учитывая, что законопроектом предполагается перераспределение денежных средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, его принятие возможно только после получения положительного заключения Министерства финансов Донецкой Народной Республики.
Стоит отметить, что в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 48, 89 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
В остальном положения законопроекта не противоречат действующему законодательству и внутренне согласованны, что обеспечит максимальную полноту регулирования соответствующей сферы правоотношений.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.