В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О физической культуре и спорте» (далее – законопроект).
В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «устранение правовых коллизий, противоречий отдельных положений законодательства о физической культуре и спорте иным законодательным актам Донецкой Народной Республики, совершенствование правового регулирования отношений в сфере физической культуры и спорта…».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
В подпункте «ж» пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 32 части 1 статьи 2 Закона Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 № 33-IHC «О физической культуре и спорте» (далее – Закон № 33-IHC) изложить в новой редакции.
Так, в предлагаемой редакции пункта 32 части 1 статьи 2 Закона № 33-IHC установлено, что федерация (союз, ассоциация) по виду (видам) спорта – общественное объединение, которое создано на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории Донецкой Народной Республики, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов – членов сборных команд Донецкой Народной Республики по видам спорта.
В свою очередь подпунктом «з» пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 33 части 1 статьи 2 Закон № 33-IHC изложить в новой редакции: «республиканская федерация (союз, ассоциация) по виду (видам) спорта – республиканское общественное объединение, которое создано на основе членства, получило государственную аккредитацию и целями которого являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории Донецкой Народной Республики, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов – членов сборных команд Донецкой Народной Республики по видам спорта».
Необходимо отметить, что республиканская федерация (союз, ассоциация) по виду (видам) спорта, как республиканское общественное объединение, должно получить государственную аккредитацию для осуществления своей деятельности. Однако федерации (союзу, ассоциации) по виду (видам) спорта, как общественному объединению, для осуществления своей деятельности государственная аккредитация не требуется. Исходя из этого, невозможно определить причину, по которой разработчиком использовался различный подход создания соответствующих федераций (союзов, ассоциаций).
На основании изложенного предлагаем вышеуказанные нормы доработать.
Кроме того, по тексту Закона № 33-IHC используется конструкция «федерация (союз, ассоциация) по виду (видам) спорта, включенная в реестр аккредитованных федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта» в том же значении, что и предлагаемая подпунктом «з» пункта 1 статьи 1 законопроекта конструкция «республиканская федерация (союз, ассоциация) по виду (видам) спорта». Указанное является нарушением требований пункта 2 части 2 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 72-IHC), которой предусмотрено, что в тексте нормативного правового акта не допускается употребление в одном и том же смысле разных понятий (терминов).
С учетом изложенного предлагаем положения законопроекта в части использования конструкции «республиканская федерация (союз, ассоциация) по виду (видам) спорта» доработать.
В подпункте «е» пункта 11 статьи 1 законопроекта предлагается часть 7 статьи 17 Закона № 33-IHC изложить в новой редакции. Так, в предлагаемой редакции часть 7 статьи 17 Закона № 33-IHC установлено, что в случае выявления в результате проведения мероприятий нарушений законодательства о физической культуре и спорте Донецкой Народной Республики орган по контролю выдает субъекту, осуществляющему физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельности, допустившему такое нарушение, соответствующий распорядительный документ о необходимости устранения нарушений, выявленных при осуществлении мер государственного надзора, с указанием срока их устранения.
Необходимо отметить, что использование конструкций «в результате проведения мероприятий» не в полной мере раскрывает цель и характер проводимых мероприятий, поскольку указанная конструкция может охватывать, в том числе и мероприятия, не связанные с осуществлением государственного контроля или надзора, что может неблагоприятно отразиться на практике.
Кроме того, использование конструкции «государственный надзор» не соответствует другим положениям законопроекта и Закону № 33-IHC, в которых используется конструкция «государственный контроль (надзор)».
Учитывая изложенное, предлагаем в подпункте «е» пункта 11 статьи 1 законопроекта конструкцию «государственный надзор» привести в соответствие с положениями Закона № 33-IHC.
Подпунктом «в» пункта 24 статьи 1 законопроекта предлагается в части 10 статьи 39 Закона № 33-IHC слова «федерации по видам спорта среди обучающихся и воспитанников» заменить словами «соответствующие объединения (союзы, ассоциации) в порядке, установленном законодательством».
Стоит учесть, что в предлагаемой конструкции после слова «законодательством» отсутствует формулировка «Донецкой Народной Республики». Данная конструкция является необходимой, так как обеспечивает сохранение единства терминологии, поскольку по тексту законопроекта, а также по тексту Закона № 33-IHC при упоминании нормативных правовых актов используется конструкция «Донецкой Народной Республики».
Аналогичное замечание в полной мере относится к подпункту «д» пункта 53, пункту 55 статьи 1 законопроекта.
Также необходимо учесть, что использование формулировки «объединения (союзы, ассоциации)» противоречит другим положениям законопроекта, которыми предусмотрена конструкция «федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта».
Учитывая изложенное, предлагаем:
1) подпункт «в» пункта 24, подпункт «д» пункта 53, пункт 55 статьи 1 законопроекта после слов «установленном законодательством» дополнить конструкцией «Донецкой Народной Республики»;
2) в подпункте «в» пункта 24 статьи 1 законопроекта конструкцию «объединения (союзы, ассоциации)» заменить на «федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта».
Подпунктом «д» пункта 24 статьи 1 законопроекта предлагается часть 14 статьи 39 Закона № 33-IHC изложить в новой редакции.
Так, в новой редакции части 14 статьи 39 Закона № 33-IHC используется конструкция «…спортивным инвентарем и оборудованием учреждений образования, иных организаций, физических и юридических лиц, которым, в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, предоставлено право осуществлять образовательную деятельность».
Необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 19 Закона Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 55-IHC «Об образовании» (далее – Закон № 55-IHC) «образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Законом, организациями, осуществляющими обучение, а также физическими лицами-предпринимателями». Исходя из этого, указанные положения законопроекта не согласованы с положениями части 1 статьи 19 Закона № 55-IHC.
На основании изложенного предлагаем в подпункте «д» пункта 24 статьи 1 законопроекта конструкцию «спортивным инвентарем и оборудованием учреждений образования, иных организаций, физических и юридических лиц» заменить на «спортивным инвентарем и оборудованием образовательных организаций, иных организаций, осуществляющих обучение, физических лиц-предпринимателей».
Подпунктом «ж» пункта 24 статьи 1 законопроекта предлагается часть 16 статьи 39 Закона № 33-IHC изложить в новой редакции.
Так, в предлагаемой редакции часть 16 статьи 39 Закона № 33-IHC используется конструкция «учебная дисциплина», которая не соответствует формулировке «учебная дисциплина (модуль)» используемой в Законе № 55-IHC.
Подобное различие противоречит части 1 статьи 28 Закона № 72-IHC, в которой указано, что используемые в нормативных правовых актах понятия и термины применяются единообразно в соответствии с их значением, исключающем возможность различного толкования.
Учитывая изложенное предлагаем в подпункте «ж» пункта 24 статьи 1 законопроекта конструкцию «учебной дисциплине» заменить на «учебной дисциплине (модулю)».
Подпунктом «в» пункта 31 статьи 1 законопроекта предлагается пункт 2 части 2 статьи 50 Закона № 33-IHC изложить в новой редакции, которой предусмотрено, что «спортсмены обязаны соблюдать требования антидопинговых правил Донецкой Народной Республики, утверждаемых республиканским органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта Донецкой Народной Республики».
Стоит отметить, что требования антидопинговых правил Донецкой Народной Республики отражены не только в нормативных правовых актах республиканского органа исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта Донецкой Народной Республики, но и в статье 61 «Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним. Допинг-контроль» Закона № 33-IHC, на которую ссылка не дана.
Аналогичное замечание относится к подпункту «б» пункта 32 статьи 1 законопроекта.
На основании изложенного предлагаем подпункт «в» пункта 31, подпункт «б» пункта 32 статьи 1 законопроекта после слов «антидопинговых правил Донецкой Народной Республики» дополнить конструкцией «предусмотренных статьей 61 настоящего Закона, а также».
Согласно пункту 34 статьи 1 законопроекта в статью 53 Закона № 33-IHC предлагается внести ряд изменений. В частности, конструкции «по видам спорта» заменяются на конструкции «по виду (видам) спорта».
Однако разработчиком законопроекта соответствующее изменение в наименование статьи 53 «Правила спортивных соревнований по виду спорта» Закона № 33-IHC не вносится. Таким образом, текст предлагаемой редакции статьи 53 Закона № 33-IHC не будет соответствовать наименованию. Также соответствующее положение противоречит пункту 2 части 2 статьи 25 Закон № 72-IHC, в котором указано, что в тексте нормативного правового акта не допускается употребление в одном и том же смысле разных понятий (терминов).
Учитывая изложенное предлагаем пункт 34 статьи 1 законопроекта доработать в вышеуказанном аспекте.
Пунктом 46 статьи 1 законопроекта предлагается статью 67 Закона № 33-IHC изложить в новой редакции.
Так, в части 6 предлагаемой редакции статьи 67 Закона № 33-IHC используется конструкция «образовательные организации дополнительного образования детей». Стоит отметить, что согласно Закону № 55-IHC в Донецкой Народной Республике отсутствует такой тип образовательной организации как «образовательная организация дополнительного образования детей». В Законе № 55-IHC закреплен такой тип образовательной организации как «организация дополнительного образования» (пункт 1 части 3 статьи 21 Закона № 55-IHC).
Также стоит отметить, что в предлагаемой редакции статьи 67 Закона № 33-IHC отсутствует норма, закрепляющая, что нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы должны быть согласованы с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.
Соответствующая норма является необходимой, поскольку обеспечит рациональную разработку нормативов, которые не смогут негативно отразиться на здоровье спортсменов, и поспособствует устранению риска получения возможных заболеваний и травм во время выполнения данных нормативов.
На основании вышеизложенного предлагаем в пункте 46 статьи 1 законопроекта:
а) в части 6 предлагаемой редакции статьи 67 Закона № 33-IHC конструкцию «Образовательные организации дополнительного образования детей» заменить на «Организации дополнительного образования»;
б) часть 8 предлагаемой редакции статьи 67 Закона № 33-IHC дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы, указанные в пункте 2 части 3 настоящей статьи должны быть согласованы с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения».
Пунктом 47 статьи 1 законопроекта предлагается Закон № 33-IHC дополнить статьей 671 «Организации, осуществляющие спортивную подготовку. Этапы спортивной подготовки».
Так, в части 1 предлагаемой статьи 671 используется конструкция «физкультурно-спортивные организации». В свою очередь в части 1 статьи 25 Закона № 33-IHC используется формулировка «организации физической культуры и спорта», а в статье 24 Закона № 33-IHC «физкультурно-спортивные организации». Указанное противоречит требованиям пункта 2 части 2 статьи 25 Закона № 72-IHC регламентирующем, что в тексте нормативного правового акта не допускается употребление в одном и том же смысле разных понятий (терминов).
В связи с этим, положения части 1 предлагаемой статьи 671 требуют доработки.
Далее, в частях 4, 5 предлагаемой статьи 671 предусмотрена ссылка на пункты 2-5 части 1 настоящей статьи. Данная ссылка выполнена неверно, поскольку в части 1 предлагаемой статьи 671 пункты отсутствуют. В свою очередь соответствующие пункты закреплены в части 2 предлагаемой статьи 671.
Учитывая изложенное предлагаем в частях 4, 5 предлагаемой статьи 671 формулировку «в пунктах 2-5 части 1» заменить на «в пунктах 2-5 части 2».
Пунктом 52 статьи 1 законопроекта предлагается в статью 74 Закона № 33-IHC внести ряд изменений. В частности, предлагается заменить конструкции «спортивные сооружения» на «физкультурно-спортивные сооружения». Однако соответствующее изменение в часть 5 статьи 74 Закона № 33-IHC, которой предусмотрена конструкция «спортивные сооружения» не вносятся. Указанный недостаток законопроекта может в дальнейшем негативно повлиять на практику применения положений Закона № 33-IHC.
На основании вышеизложенного предлагаем подпункт «м» пункта 52 статьи 1 законопроекта изложить в следующей редакции:
«м) в части 5 после слова «реестр» дополнить словами «физкультурно-спортивных сооружений Донецкой Народной Республики, слова «спортивные сооружения» заменить словами «физкультурно-спортивного сооружения»;
Подпунктом «д» пункта 54 статьи 1 законопроекта предлагается в части 6 статьи 76 Закона № 33-IHC слова «спортивные судьи» заменить словами «судьи по виду спорта». Так, в случае принятия законопроекта, часть 6 статьи 76 Закона № 33-IHC будет выглядеть следующим образом: «аттестации подлежат все тренеры и судьи по виду спорта по видам спорта». Подобного рода норма противоречит пункту 4 части 2 статьи 25 Закона № 72-IHC, в котором указано, что в тексте нормативного правового акта не допускается употребление нечетких словосочетаний, обобщенных рассуждений, восклицаний и призывов, образных сравнений, эпитетов, метафор.
В связи с этим, предлагаем подпункт «д» пункта 54 статьи 1 законопроекта изложить в следующей редакции:
«д) в части 6 слова «спортивные судьи по видам спорта» заменить словами «судьи по виду спорта»;
Стоит отметить, что в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 5, 11 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
В остальном положения законопроекта не противоречат действующему законодательству и внутренне согласованны, что обеспечит максимальную полноту регулирования соответствующей сферы правоотношений.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.