В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в некоторые законы Донецкой Народной Республики, регулирующие отношения в сфере перевозок на такси» (далее – законопроект).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 4 статьи 2 законопроекта предлагается Закон Донецкой Народной Республики от 21.08.2015 № 77-IНС «Об автомобильном транспорте» (далее – Закон № 77-IНС) дополнить статьей 111 «Разрешение на осуществление внутренних перевозок на такси».
Так, пунктом 2 части 4 предлагаемой редакции статьи 111 предусмотрено, что «к заявлению о предоставлении разрешения на осуществление внутренних перевозок на такси прилагаются копии следующих документов… правоустанавливающего документа на транспортные средства, используемые при оказании услуг внутренних перевозок на такси (свидетельство о регистрации транспортного средства на территории Донецкой Народной Республики). Если заявитель не является собственником транспортного средства, то предоставляется копия временного регистрационного талона на транспортное средство, копия договора аренды (ссуды, лизинга), доверенности», а пунктом 3 части 4 предлагаемой редакции статьи 111 установлено, что «к заявлению о предоставлении разрешения на осуществление внутренних перевозок на такси прилагаются копии следующих документов… документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, предполагаемых к использованию для внутренних перевозок на такси».
Отметим, что положения пункта 2 части 4 предлагаемой редакции статьи 111 в части предоставления правоустанавливающего документа на транспортные средства, используемые при оказании услуг внутренних перевозок на такси (свидетельство о регистрации транспортного средства на территории Донецкой Народной Республики) полностью охватывают положения предлагаемого пункта 3 части 4 статьи 111. В связи с этим предлагаем пункт 3 части 4 предлагаемой редакции статьи 111 исключить.
Пунктом 6 части 4 предлагаемой редакции статьи 111 (пункт 4 статьи 2 законопроекта) предусмотрено, что «к заявлению о предоставлении разрешения на осуществление внутренних перевозок на такси прилагаются копии следующих документов… документа, подтверждающего оплату пошлины за выполнение регистрационных действий для получения разрешения на осуществления внутренних перевозок на такси (после подтверждения соответствия документов, указанных в пунктах 1-5 настоящей статьи предъявляемым требованиям)».
Следует отметить, что положения вышеуказанного пункта не согласованы с положениями пунктов 1-5 части 4 предлагаемой редакции статьи 111. Исходя из анализа положений пункта 6 части 4 статьи 111, можно прийти к выводу, что документ, подтверждающий оплату пошлины за выполнение регистрационных действий для получения разрешения на осуществления внутренних перевозок на такси должен предоставляться после проведения проверки в отношении достоверности документов, указанных в пунктах 1-5 части 4 предлагаемой редакции статьи 111, тогда как согласно абзацу первому части 4 указанной статьи все вышеуказанные документы должны предоставляться одновременно.
Таким образом, реализация положений части 4 статьи 111 может столкнуться с проблемами при их применении на практике, что может негативно отразиться на возможности получения перевозчиками соответствующего разрешения. В связи с этим предлагаем положения пункта 6 части 4 предлагаемой редакции статьи 111 доработать.
Частью 9 предлагаемой редакции статьи 111 (пункт 4 статьи 2 законопроекта) предусмотрено, что «перечень требований к перевозчикам (самозанятым перевозчикам) и их транспортным средствам, осуществляющим внутреннюю перевозку пассажиров на такси, а также порядок предоставления разрешения на осуществление внутренних перевозок на такси устанавливается Советом Министров Донецкой Народной Республики».
Вместе с тем Законом № 77-IНС уже установлены требования к транспортным средствам и составным частям к ним (статья 21), к автомобильному перевозчику (статья 35), которые включают, в том числе, требования к перевозчикам и их транспортным средствам, осуществляющим внутреннюю перевозку пассажиров на такси, а также закрепляют орган, устанавливающий указанные требования.
С учетом изложенного предлагаем положения части 9 предлагаемой редакции статьи 111 законопроекта доработать.
Пунктом 5 статьи 2 законопроекта предлагается Закон № 77-IНС дополнить статьей 112 «Единый реестр разрешений в сфере внутренних перевозок на такси».
Так, предлагаемой редакцией части 3 статьи 112 установлено, что «при выполнении регистрационных действий по предоставлению разрешения на осуществления внутренних перевозок на такси орган местного самоуправления на соответствующей территории в максимально короткий срок самостоятельно вносит изменения в Единый реестр разрешений в сфере внутренних перевозок на такси».
Указанные положения в части использования конструкции «максимально короткий срок» противоречат требованиям пункта 22 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС (далее – Правила юридико-технического оформления законопроектов), абзацем вторым которого предусмотрено, что «не допускается использование в законопроекте слов и выражений, не имеющих конкретного юридического содержания («усилить», «укрепить», «активизировать», «повысить» и проч.), в связи с чем затрудняется осуществление контроля за исполнением положений закона».
На основании изложенного предлагаем положения части 3 предлагаемой редакции статьи 112 законопроекта доработать.
Подпунктом «а» пункта 7 статьи 2 законопроекта предлагается пункт 1 абзаца первого части 5 статьи 40 Закона № 77-IНС изложить в следующей редакции:
«наличие сведений в Едином реестре разрешений в сфере внутренних перевозок на такси о предоставлении разрешения на осуществление внутренних перевозок на такси или лицензионную карточку для осуществления международных перевозок на такси».
Обращаем внимание, что предложенная редакция пункта 1 абзаца первого части 5 статьи 40 Закона № 77-IНС не согласована с абзацем первым части 5 статьи 40 Закона № 77-IНС, поскольку в ней упоминаются документы, а предлагаемая редакция оперирует конструкцией «наличие сведений в Едином реестре разрешений в сфере внутренних перевозок на такси о предоставлении разрешения на осуществление внутренних перевозок на такси».
Аналогичное замечание относится и к подпункту «б» пункта 7 статьи 2 законопроекта. В связи с этим предлагаем пункт 7 статьи 2 законопроекта доработать.
Отдельного внимания заслуживает пункт 8 статьи 2 законопроекта, которым предлагается пункты 3, 4 части 1 статьи 62 Закона № 77-IНС изложить в новой редакции, закрепив в них составы правонарушений в сфере перевозок на такси.
Немаловажным будет указать, что определение особенностей привлечения лиц к административной ответственности не может входить в предмет регулирования рассматриваемого проекта нормативного правового акта. Сущность административной ответственности, а также виды административных правонарушений, процедура, иные особенности рассмотрения соответствующей категории дел обязаны быть закреплены исключительно в кодифицированном нормативном правовом акте Донецкой Народной Республики об административных правонарушениях.
Также отметим, что в настоящий момент в Комитете Народного Совета Донецкой Народной Республики по уголовному и административному законодательству на рассмотрении находится проект закона № 351-ВС «Кодекс об административных правонарушениях Донецкой Народной Республики».
В связи с этим считаем целесообразным провести обсуждение вопросов, касающихся ответственности за нарушение законодательства в сфере перевозок на такси, в рамках Комитета Народного Совета Донецкой Народной Республики по уголовному и административному законодательству.
Также Верховный Суд Донецкой Народной Республики обращает внимание на необходимость предварительного согласования законопроекта с Министерством транспорта Донецкой Народной Республики, поскольку указанный республиканский орган исполнительной власти является непосредственно тем органом, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере транспорта и, следовательно, вопросы лицензирования такого вида хозяйственной деятельности, как предоставление услуг по внутренним перевозкам пассажиров на такси, относятся к сфере ведения указанного республиканского органа исполнительной власти.
Кроме того, исходя из пояснительной записки к законопроекту реализация указанного законопроекта может потребовать дополнительных финансовых затрат из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики при создании и обеспечении функционирования Единого реестра разрешений в сфере перевозок на такси.
Однако в прилагаемых к законопроекту документах отсутствует заключение Министерства финансов Донецкой Народной Республики о возможности (невозможности) финансирования из средств Республиканского бюджета дополнительных трат, связанных с принятием законопроекта.
Учитывая вышеизложенное можно прийти к выводу о том, что рассмотрение данного законопроекта без анализа источников финансирования и соответствующего заключения Министерства финансов Донецкой Народной Республики, представляется нецелесообразным.
Отметим и то, что в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 23, 40, 103 Правил юридико-технического оформления законопроектов. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.