В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в статью 25 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (далее – законопроект).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Разработчиком предлагается часть 3 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015 года № 55-ІНС «Об образовании» (далее – Закон № 55-ІНС) дополнить пунктом 231 следующего содержания:
«предоставление платных образовательных услуг и других платных услуг в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики».
Тем самым предлагается предоставить образовательным организациям право на оказание, помимо платных образовательных услуг, еще и других платных услуг.
Следует отметить, что предложенная разработчиком редакция данной нормы может создать предпосылки для возникновения ситуации, в которой образовательные организации будут оказывать платные услуги, характер которых никак не будет связан с их основной функцией – реализацией образовательной деятельности.
С целью недопущения возникновения подобных негативных последствий считаем целесообразным дополнить статью 25 Закона № 55-ІНС положениями о том, что перечень «других платных услуг» устанавливается Советом Министров Донецкой Народной Республики.
Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 28, 108 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.