Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в переходные положения Закона Донецкой Народной Республики «О донорстве крови и ее компонентов» № 569-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в переходные положения Закона Донецкой Народной Республики «О донорстве крови и ее компонентов» (далее – законопроект).

Согласно пояснительной записке данный законопроект разработан «в целях устранения пробела в действующем законодательстве в части предоставления льготы лицам, имеющим статус «Почетный донор Донецкой Народной Республики».

В соответствии с пунктом 7 части 7 статьи 19 Закона Донецкой Народной Республики от 6 марта 2015 года № 15-1НС «О донорстве крови и ее компонентов» (далее – Закон) Почетные доноры Донецкой Народной Республики имеют право на получение надбавки к пенсии в размере двадцати процентов от утвержденного прожиточного минимума на одно лицо в расчете на месяц.

Однако на сегодняшний день законодательством Донецкой Народной Республики прожиточный минимум не определен, в связи с чем пенсионеры из числа Почетных доноров Донецкой Народной Республики не получают вышеуказанную надбавку к пенсии».

В то же время, статья 1 законопроекта предусматривает дополнение переходных положений Закона предписаниями следующего содержания: «до принятия законодательства, определяющего размер прожиточного минимума, надбавка к пенсии, предусмотренная пунктом 7 части 7 статьи 19 настоящего Закона, назначается в размере, установленном на дату принятия Конституции Донецкой Народной Республики».

Буквальное толкование вышеуказанной нормы позволяет прийти к выводу о том, что надбавка к пенсии, предусмотренная пунктом 7 части 7 статьи 19 Закона, будет назначаться в ином размере, чем установленный на сегодняшний день в действующем законодательстве (двадцать процентов от утвержденного прожиточного минимума), что не в полной мере согласовано с обоснованием законопроекта, изложенным разработчиком в пояснительной записке.

Отметим и то, что анализ конструкции «в размере, установленном на дату принятия Конституции Донецкой Народной Республики» не позволяет прийти к однозначному выводу относительно того, в каком именно размере и на основании какого законодательства будет выплачиваться данная надбавка, что является нарушением предписаний части 1 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах», которой предусмотрено, что «текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии». Следовательно, внесение указанных изменений не позволит разрешить возникшую проблему с выплатой надбавок к пенсии Почетным донорам Донецкой Народной Республики, что является целью данного законопроекта.

В связи с этим, учитывая важность социальной защиты населения, Верховный Суд Донецкой Народной Республики считает целесообразным до принятия законодательства, определяющего размер прожиточного минимума установить размер вышеуказанной надбавки в твердой денежной сумме.

Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пункта 11 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.

Также обращаем внимание, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.