В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 10 Закона Донецкой Народной Республики «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» (далее – законопроект).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Статьёй 1 законопроекта предлагается часть 3 статьи 10 Закона Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 № 18-IНС «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» (в редакции от 23.03.2017) (далее – Закон № 18-IНС) дополнить пунктом 67 следующего содержания:
«67) деятельность в сфере использования источников ионизирующего излучения и обращения с радиоактивными отходами».
В обосновании необходимости принятия данного законопроекта разработчик указывает, что введение лицензирования указанного вида деятельности позволит предотвратить возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде и безопасности государства, значительно снизить угрозу развития радиационных аварий с последующим радиоактивным загрязнением территории и облучением населения, а также угрозу попадания радиоактивных материалов на «черный» рынок и применения их для создания «грязных» бомб в террористических целях.
Считаем необходимым отметить, что пунктом 31 части 3 статьи 10 Закона № 18-IНС предусмотрено, что лицензированию подлежит такой вид хозяйственной деятельности как медицинская практика.
Обращаем внимание, что медицинская практика представляет собой вид хозяйственной деятельности (медицинскую деятельность) в сфере здравоохранения.
В соответствии с частью 5 статьи 2 Закона Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 № 42-IHC «О здравоохранении» «медицинская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и/или тканей, обращением донорской крови и/или ее компонентов в медицинских целях».
Кроме того в Донецкой Народной Республике действует Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 09.04.2015 № 5-8 (далее – Положение). Так, согласно пункту 4 Положения «медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, экстренной (скорой), в том числе специализированной скорой, и паллиативной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению». В соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, который является приложением к Положению, работы (услуги) при медицинской деятельности включают в себя работы (услуги) по радиологии, рентгенологии.
Следует отметить, что при выполнении работ (услуг) по радиологии или рентгенологии применяются источники ионизирующего излучения. Таким образом, лицензирование источников ионизирующего излучения в медицинской деятельности законодательно урегулировано в Донецкой Народной Республике.
В то же время принятие законопроекта в предложенной редакции приведет к необходимости получения дополнительной лицензии для источников ионизирующего излучения в медицинской деятельности, что может негативно повлиять на деятельность учреждений здравоохранения Донецкой Народной Республики.
На основании изложенного предлагаем абзац второй статьи 1 законопроекта после слов «источников ионизирующего излучения» дополнить словами «(за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)».
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать данный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.