Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики» № 566-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).

Законопроектом в статье 1 предлагается дополнить Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики статьями 2731 «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ», 3301 «Финансирование экстремистской деятельности», 432 «Акт международного терроризма».

Обращаем внимание на то, что в настоящий момент в Комитете Народного Совета Донецкой Народной Республики по уголовному и административному законодательству (далее – Комитет) находится на рассмотрении проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики» № 237-ВС (далее – проект № 237-ВС), который уже предполагает дополнение Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики данными статьями. Проект № 237-ВС носит комплексный характер и направлен на приведение положений Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики (далее – УК ДНР) в соответствие с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Подобный комплексный подход к внесению изменений в УК ДНР был поддержан Комитетом. В связи с этим становится очевидной нецелесообразность внесения точечных изменений в УК ДНР, в частности, рассматриваемым законопроектом при наличии проекта № 237-ВС.

Пунктом 3 статьи 2 законопроекта предлагается часть 4 статьи 124 Уголовно-процессуального кодекса Донецкой Народной Республики от 24.08.2018 № 240-IНС (далее – УПК ДНР) после цифры «319,» дополнить цифрой «3301,». Тем самым разработчик предлагает проведение предварительного следствия по данному составу преступления отнести к ведению того органа, который возбудил уголовное дело.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 124 УПК ДНР «по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 141, 210, 224, 229–234, 237, 241, 250, 260, 268, 320–333, 340, 378, 379, 382, 424, 426–431 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики, предварительное следствие проводится следователями республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной безопасности». Следовательно, при дополнении УК ДНР статьей 3301 указанные дела будут подследственны следователям республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной безопасности в соответствии с частью 2 статьи 124.

В свою очередь дополнение части 4 статьи 124 УПК ДНР ссылкой на предлагаемую статью 3301 УК ДНР может привести к коллизиям при определении подследственности указанной категории дел между различными органами, имеющими право на проведение предварительного следствия.

С учетом изложенного предлагаем положения пункта 3 статьи 2 законопроекта доработать.

Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 48, 53, 93 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики не поддерживает представленный законопроект.