Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 6 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» № 564-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 6 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской данный законопроект разработан в целях совершенствования законодательства, регулирующего отношения в сфере образования.

Пунктом 31 части 3 статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015 года № 55-ІНС «Об образовании» (далее – Закон № 55-ІНС) предусмотрено следующее:

«Республиканский орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки … обладает правом выдачи обязательных для исполнений предписаний об устранении выявленных нарушений, применения к руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования и к руководителям муниципальных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительного образования детей на территории муниципальных образований, мер дисциплинарного взыскания, предусмотренных действующим законодательством».

В законопроекте предлагается изложить указанную структурную единицу Закона № 55-ІНС в новой редакции, которая предполагает включение в данную норму руководителей государственных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным профессиональным образовательным программам и основным программам профессионального обучения, дополнительным образовательным программам.

Таким образом, разработчиком предлагается распространить действие указанного полномочия Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики и на руководителей государственных образовательных организаций.

Данный шаг представляется оправданным, учитывая пункт 5 части 1 статьи 6 Закона № 55-ІНС, которым предусмотрено, что к полномочиям указанного органа относится создание, реорганизация, ликвидация государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя государственных образовательных организаций.

Вместе с тем, распространение данного полномочия на руководителей муниципальных образовательных организаций создает внутреннее противоречие между положениями Закона № 55-ІНС.

В частности, необходимо отметить, что в соответствии с действующим трудовым законодательством Донецкой Народной Республики дисциплинарные взыскания применяются органом, который наделен правом принятия на работу (избрания, утверждения и назначения на должность) данного работника. В то же время, исходя из положений пункта 14 части 1 статьи 6 Закона № 55-ІНС Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики наделено полномочием лишь согласования органам местного самоуправления решений о назначении на должность и освобождении от должности руководителей отделов и управлений образования, руководителей муниципальных образовательных организаций.

Более того, осуществление функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных организаций является прерогативой органов местного самоуправления (пункт 31 части 1 статьи 7 Закона № 55-ІНС).

В связи с этим целесообразно полномочие по применению к руководителям органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и к руководителям муниципальных образовательных организаций мер дисциплинарного взыскания закрепить за органами местного самоуправления в статье 7 Закона № 55-ІНС.

Также отметим, что использованный в законопроекте термин «муниципальное образование» характерен для законодательства Российской Федерации. Безусловно, курс на гармонизацию законодательства Донецкой Народной Республики с законодательством Российской Федерации имеет приоритетное значение при разработке и принятии Народным Советом Донецкой Народной Республики законодательных актов. Однако анализируемый нормативный правовой акт, а также действующее законодательство Донецкой Народной Республики лишены положений, предусматривающих определение термина «муниципальное образование», что является прямой предпосылкой к его различному толкованию.

Стоит также указать, что в настоящий момент в законодательстве Донецкой Народной Республики применяется термин «территориальная община» (статья 2 Закона Донецкой Народной Республики от 28.11.2014 № 01-IHC «О местных выборах Донецкой Народной Республики»).

Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 28, 48, 53, 108 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.