Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве» № 563-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве»(далее – законопроект).
Согласно пояснительной записке данный законопроект разработан с целью «восполнения выявленных пробелов правового регулирования, оптимизации процедуры подготовки и рассмотрения предложения о реализации проекта, усовершенствования законодательства, регулирующего отношения в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается в пункте 2 части 7 статьи 4 Закона Донецкой Народной Республики от 11.08.2017 № 188-IHC «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве» (далее – Закон № 188-IHC) слова «заявки на участие в конкурсе» заменить словами «заявления о намерении участвовать в конкурсе».
Необходимо отметить, что конструкция «заявки на участие в конкурсе» в полной мере соответствует положениям Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 224-ФЗ), концепция которого использовалась при разработке Закона № 188-IHC. Также стоит учесть, что в Законе № 188-IHC, как и в Законе № 224-ФЗ, наряду с конструкцией «заявки на участие в конкурсе» используется формулировка «заявления о намерении участвовать в конкурсе».
Учитывая изложенное предлагаем пункт 1 статьи 1 законопроекта исключить.
Аналогичное замечание относится к подпунктам «а»-«в» пункта 4, подпункту «а», «в» пункта 6 статьи 1 законопроекта, в части касающейся замены слова «заявки на участие в конкурсе» на «заявления о намерении участвовать в конкурсе».
В подпункте «б» пункта 2 статьи 1 законопроекта часть 3 статьи 8 Закона № 188-IHC излагается в новой редакции. Так, в предложенном абзаце первом части 3 статьи 8 Закона № 188-IHC установлено, что частный партнер, вправе обеспечить разработку предложения о реализации проекта и направить предложение о реализации проекта Совету Министров Донецкой Народной Республики для государственно-частного партнерства или орган местного самоуправления для муниципально-частного партнерства.
Таким образом, разработчиком проекта исследуемого нормативного правового акта предлагается конструкцию «публичный партнер», закрепленную в действующей редакции статьи 8 Закона № 188-IHC, заменить на «Совет Министров Донецкой Народной Республики для государственно-частного партнерства или орган местного самоуправления для муниципально-частного партнерства».
Стоит учесть, что в пункте 8 части 1 статьи 1 Закона № 188-IHC дано определение понятия «публичный партнер», к которому относится Донецкая Народная Республика, от имени которой выступает Совет Министров Донецкой Народной Республики или уполномоченный им орган исполнительной власти на уровне государственно-частного партнерства, либо орган местного самоуправления на уровне муниципально-частного партнерства.
В связи с этим выделение органов, которые относятся к публичным партнерам, в предложенном абзаце первом части 3 статьи Закона № 188-IHC является нецелесообразным.
Также необходимо отметить, что предлагаемая редакция абзаца второго части 3 статьи 8 Закона № 188-IHC, закрепленная в подпункте «б» пункта 2 статьи 1 законопроекта, не соответствует положениям Закона № 188-IHC.
В вышеуказанном абзаце закреплено полномочие Совета Министров Донецкой Народной Республики в течение 30 календарных дней после получения предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства издавать распоряжение, которым определяется орган исполнительной власти, уполномоченный выступать публичным партнером при реализации проекта государственно-частного партнерства.
В тоже время абзацем первым части 3 статьи 8 Закона № 188-IHC предусмотрена возможность Совету Министров Донецкой Народной Республики самостоятельно выступать в роли публичного партнера.
Исходя из этого, предлагаем подпункт «б» пункта 2 статьи 1 законопроекта доработать.
Подпунктом «г» пункта 2 статьи 1 законопроекта предлагается часть 9 статьи 8 Закона № 188-IHC изложить в следующей редакции:
«В случае если публичным партнером принято решение о направлении указанного в части 3 настоящей статьи предложения о реализации проекта на рассмотрение в уполномоченный орган в целях оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества, публичный партнер в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет предложение о реализации проекта в уполномоченный орган.».
Необходимо отметить, что в данной редакции отсутствует возможность направлять на рассмотрение копии протоколов предварительных переговоров и (или) переговоров (в случае, если эти переговоры были проведены) на рассмотрение в уполномоченный орган. Соответствующая возможность является дополнительным критерием в определении рентабельности, необходимости и эффективности проекта, что в свою очередь уменьшит вероятность заключения необоснованного и неэффективного проекта государственно-частного или муниципально-частного партнерства.
Более того в подпункте «б» пункта 2 статьи 1 законопроекта, а также в действующей редакции части 3 статьи 8 Закона № 188-IHC закреплена возможность предварительных переговоров, связанных с разработкой предложения о реализации проекта между инициатором проекта и публичным партнером.
Учитывая вышеизложенное, предлагаем в подпункте «г» пункта 2 статьи 1 законопроекта после слов «о реализации проекта» дополнить конструкцией «, а также копии протоколов предварительных переговоров и (или) переговоров (в случае, если эти переговоры были проведены) на рассмотрение».
Исходя из подпункта «д» пункта 2 статьи 1 законопроекта в части 10 статьи 8 Закона № 188-IHC слова «направляет данное решение инициатору» заменяются словами «уведомляет о принятом решении инициатора».
Необходимо отметить, что предложенная конструкция не соответствует Закону № 224-ФЗ, в котором также как и в действующей редакции Закона № 188-IHC используется конструкция «направляет данное решение инициатору».
Поскольку Донецкой Народной Республикой избран курс на гармонизацию собственного законодательства с Российской Федерацией, предлагаем подпункт «д» пункта 2 статьи 1 законопроекта исключить.
Аналогичное замечание относится к подпункту «а» пункта 3 статьи 1 законопроекта, в котором предлагается в пункте 9 части 3 статьи 10 Закона № 188-IHC слова «конкурсной комиссии» заменить словами «комиссии по проведению конкурса».
Согласно подпункту «б» пункта 3 статьи 1 законопроекта часть 5 статьи 10 Закона № 188-IHC излагается в новой редакции. Так, в предлагаемой редакции пункта 2 части 5 статьи 10 установлено, что на основании решения о реализации проекта, которым утвержден выбор частного партнера на конкурсной основе, публичный партнер обеспечивает размещение информации о проведении конкурса на официальном сайте Донецкой Народной Республики.
Необходимо отметить, что в соответствующем пункте не установлен срок, в течение которого публичный партнер обеспечивает размещение информации о проведении конкурса на официальном сайте Донецкой Народной Республики. Данный срок является важным, поскольку он ускорит процесс выбора частного партнера, а также обяжет публичного партнера размещать информацию о проведении конкурса в определенный срок, что в свою очередь исключит возможность затягивания соответствующего процесса.
На основании вышеизложенного предлагаем подпункт «б» пункта 3 статьи 1 законопроекта доработать.
Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 5, 11, 48 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.