Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в статью 21 Закона Донецкой Народной Республики «Консульский устав Донецкой Народной Республики» № 561-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменения в статью 21 Закона Донецкой Народной Республики «Консульский устав Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

В соответствии с пояснительной запиской «законопроектом предусматривается внесение юридико-технической правки, уточняющей наименования органа исполнительной власти, в полномочия которого входит рассмотрение вопросов, связанных с нарушением прав и законных интересов несовершеннолетних граждан Донецкой Народной Республики, а также порядка их усыновления (удочерения)».

Так, частями 3, 4 статьи 21 Закона Донецкой Народной Республики от 27.05.2016 № 134-IHC «Консульский устав Донецкой Народной Республики» (далее – Закон № 134-IHC) предусмотрено следующее:

«3. Консульское должностное лицо, которому стало известно об усыновлении (удочерении) несовершеннолетнего гражданина Донецкой Народной Республики с нарушением порядка, установленного законодательством Донецкой Народной Республики, в том числе об усыновлении (удочерении) в соответствии с законодательством государства пребывания без предварительного разрешения на то соответствующего органа исполнительной власти Донецкой Народной Республики, извещает об этом республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере образования и науки, и разъясняет соответствующим органам государства пребывания и усыновителям последствия такого усыновления (удочерения).

4. Консульское должностное лицо в порядке, установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики, осуществляет в государстве пребывания учет несовершеннолетних граждан Донецкой Народной Республики, усыновленных (удочеренных) гражданами Донецкой Народной Республики, постоянно проживающими на территории консульского округа, иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также информирует о нарушении прав и законных интересов таких усыновленных (удочеренных) граждан и о неблагополучии в семье усыновителей республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере образования и науки».

В свою очередь, статьей 1 законопроекта предлагается в статье 21 Закона № 134-IHC слова «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере образования и науки» заменить на «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику и осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере социальной защиты населения, социальной защиты семьи и детей».

Следует отметить, что внесение указанных изменений позволит привести положения Закона № 134-IHC в соответствие с действующим законодательством, поскольку республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере социальной защиты населения, социальной защиты семьи и детей является Министерство труда и социальной политики Донецкой Народной Республики.

Так, согласно пункту 2 Положения о Министерстве труда и социальной политики Донецкой Народной Республики, утвержденному Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10.01.2015 № 1-27 «Об утверждении Положения и структуры Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики» указанный орган является «главным органом системы центральных органов исполнительной власти по формированию государственной политики в сферах социальной защиты населения, социально трудовых отношений, оплаты, нормирования и стимулирования труда, занятости и трудовой миграции населения, пенсионного обеспечения, социального обслуживания населения, по вопросам семьи и детей, общеобязательного государственного социального страхования».

Вместе с тем в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 24, 53, 96 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанных замечаний и предложений.