Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О социальной защите членов семей лиц, погибших при защите Донецкой Народной Республики» № 560-Гл

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О социальной защите членов семей лиц, погибших при защите Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской целью законопроекта является «установление организационно-правовых основ социальной защиты членов семей лиц, погибших при защите Донецкой Народной Республики от вооруженной агрессии Украины и не имеющих статуса военнослужащих».

В частности, законопроектом предполагается освободить от оплаты жилищно-коммунальных услуг одного из членов семьи погибшего при защите Донецкой Народной Республики от вооруженной агрессии Украины и не имеющего статуса военнослужащего.

Верховный Суд Донецкой Народной Республики, в целом соглашаясь с концепцией данного законопроекта, обращает внимание на то, что в Донецкой Народной Республике действует Закон Донецкой Народной Республики от 15.05.2015 № 47-IHC«О социальной защите ветеранов войны» (далее – Закон № 47-IHC), который устанавливает правовой статус ветеранов войны, а также определяет правовые гарантии, организационные и экономические меры их социальной защиты, направленной на создание достойных условий жизни и обеспечения ими ветеранов войны, возможности активной деятельности, почета и уважения в обществе.

Так, частью 1 статьи 13 Закона № 47-IHCпредусмотрены льготы и гарантии для лиц, социальная защита которых предусмотрена данным Законом, в том числе и50-процентная скидка на оплату коммунальных услуг в пределах норм их потребления, а для проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, – приобретение топлива по льготной цене в пределах норм, установленных уполномоченным на то республиканским органом исполнительной власти для продажи населению (пункт «и»).

Согласно части 2 статьи 13 Закона № 47-IHC «льготы, указанные в части первой настоящей статьи, распространяются на семьи лиц, погибших при отражении военной агрессии государства Украина против Донецкой Народной Республики».

Следовательно, положения статьи 13 Закона № 47-IHC предоставляют 50-процентную скидку на оплату жилищно-коммунальных услуг в пределах норм их потребления для семей лиц, погибших при отражении военной агрессии государства Украина против Донецкой Народной Республики. Таким образом, предписания законопроекта охватываются положениями Закона № 47-IHC.

В случае позиции государства предоставить вышеуказанной категории лиц 100-процентную скидку на оплату жилищно-коммунальных услуг предлагаем внести изменения в Закон № 47-IHC.

Кроме того, в статье 1 законопроекта используется конструкция «лица, погибшие при защите Донецкой Народной Республики от вооруженной агрессии Украины и не имеющие статуса военнослужащих». В то же время указанная конструкция не позволяет однозначно определить какие именно лица подразумеваются в данной конструкции, что противоречит требованиям части 1 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах», которой предусмотрено, что текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии.

Поскольку ни законопроектом, ни Законом № 47-IHC не дано определение вышеуказанного понятия, практическая реализация соответствующих положений столкнется с проблемой доказывания принадлежности конкретного лица к устанавливаемой законопроектом категории.

Согласно статье 2 законопроекта «к членам семьи погибшего относятся: вдова (вдовец), родители, дети, а также лица, находившиеся на его иждивении».

Анализ судебной практики Российской Федерации показал, что при разрешении вопроса о предоставлении социальных гарантий, наибольшее количество проблем возникает при определении круга лиц, входящих в число членов семьи. Так, дефиниция понятия «лицо, находящееся на чьем-либо иждивении», несмотря на частоту его употребления в различных нормативных правовых актах, в российском законодательстве и законодательстве Донецкой Народной Республики отсутствует. Практика правоприменения привычно относит к числу такого рода лиц несовершеннолетних детей (хотя они нередко и выделяются в законах в отдельную категорию) и нетрудоспособных родителей. В то же время анализ смыслового значения слова «иждивенец» дает возможность рассматривать в качестве такового любого гражданина, находящегося на длительном или постоянном материальном или денежном обеспечении со стороны другого лица.

Указанное в свою очередь порождает немало вопросов: должны ли приниматься во внимание только официально зарегистрированные родственные отношения, или достаточно факта совместного проживания и ведения совместного бюджета? Какова должна быть степень родства лица с иждивенцем? Может ли несовершеннолетнее лицо состоять на иждивении лица, если у него имеется трудоспособный родитель (имеются в виду внуки)?

Далее, статьей 3 законопроекта предусмотрено, что «один из членов семьи погибшего имеет право на получение льготы в виде освобождения от оплаты жилищно-коммунальных услуг».

Из анализа вышеуказанной статьи невозможно прийти к однозначному выводу о том, кто из членов семьи имеет приоритетное право на получение льготы в виде освобождения от оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также от оплаты каких именно жилищно-коммунальных услуг освобождается данное лицо.

Согласно статье 4 законопроекта «порядок предоставления льготы, предусмотренной статьей 3 настоящего Закона, определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики».

Вместе с тем законопроект не содержит предписания Совету Министров Донецкой Народной Республики обеспечить принятие и утверждение нормативных правовых актов, а также обеспечить пересмотр и приведение министерствами и другими органами исполнительной власти своих нормативных правовых актов в соответствие с проектом рассматриваемого нормативного правового акта.

Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 48, 53 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС.

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает перед внесением на рассмотрение Народного Совета Донецкой Народной Республики представленного проекта нормативного правового акта дополнительно обратить внимание на Закон № 47-IHC, а также учесть вышеуказанные замечания и предложения к законопроекту.