В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «О статусе судей» (далее – законопроект).
Центральным субъектом в судопроизводстве, безусловно, является судья. Именно деятельность судьи олицетворяет деятельность судебной системы в целом. Поскольку, задачи, возлагаемые на судей весьма серьезны, то законодательное закрепление особого правового режима судей, их права, обязанности, гарантии их деятельности, а также порядок назначения на должность, ответственность судей и прочие элементы, составляющие правовой статус судьи является логичным и закономерным.
Необходимо отметить, что надлежащее функционирование судебной системы Донецкой Народной Республики обеспечивается, прежде всего, наличием профессионального судейского корпуса, а эффективное осуществление правосудия возможно только при наличии государственно-правового механизма, закрепляющего статус судей, как носителей судебной власти.
Данный законопроект закрепляет единство статуса всех судей Донецкой Народной Республики, определяет требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи, устанавливает порядок отбора кандидатов на должность судьи, порядок наделения судей полномочиями и порядок наделения и прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судов, устанавливает сроки полномочий судьи, порядок приостановления полномочий судьи и отставки судьи, основания прекращения полномочий судьи.
Законопроектом также закреплены гарантии независимости судьи. В частности установлено, что независимость судьи обеспечивается запретом под угрозой ответственности любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия. Также законопроектом регламентирован принцип неприкосновенности судей.
Согласно пункту 10 Основных принципов независимости судебных органов, одобренных Резолюциями 40/32 и 40/146 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября и 13 декабря 1985 года, независимость судебных органов гарантируется государством и закрепляется в конституции или законах страны. Все государственные и другие учреждения обязаны уважать независимость судебных органов и придерживаться её. Судья должен иметь право на безотлагательное и беспристрастное рассмотрение обвинения или жалобы, поступивших на него согласно соответствующей процедуре.
Европейская хартия о статусе судей от 10 июля 1998 года, так же содержит требования относительно оснований и порядка привлечения судей к ответственности. Так, решение вопросов, связанных с применением санкций к судьям, предстоит осуществлять органу, независимому от исполнительной и законодательной ветвей власти.
Из анализа рассмотренных международных актов видно, что основными требованиями относительно ответственности судей являются: дисциплинарное производство должно осуществляться с учётом и уважением принципа независимости суда; дисциплинарное производство должен осуществлять орган, независимый от исполнительной и законодательной ветвей власти. Данные положения нашли свое отражение в положениях настоящего законопроекта.
На данном этапе развития Донецкой Народной Республики, когда статус судей и процедура назначения на должности все еще полностью не урегулирована и не закреплена в соответствующих нормативных правовых актах, а потребность в судьях, обладающих необходимыми профессиональными навыками и профессиональном судейском корпусе, возрастает, считаем рассмотрение данного законопроекта уместным и объективно оправданным.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие.