В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в законы Донецкой Народной Республики о нотариате» (далее – законопроект).
Согласно пояснительной записке к законопроекту он разработан «в целях обеспечения эффективного функционирования системы нотариата в «переходный период», а также совершенствования законодательства о нотариате.
Законопроектом предусматривается продление срока действия «переходного периода» до 1 января 2020 года, в течение которого будет функционировать смешанная форма нотариата (государственные нотариальные конторы и нотариусы, осуществляющие независимую профессиональную деятельность).
Также законопроектом конкретизируются положения статьи 8 Закона Донецкой Народной Республики от 13.10.2017 № 214-IHC «О нотариате» (далее – Закон № 214-IHC) в части, касающейся изъятия (выемки) у нотариуса, уполномоченных должностных лиц Республиканского нотариального архива, уполномоченных должностных лиц органов местного самоуправления реестров для регистрации нотариальных действий и документов, переданных на хранение. Такие действия могут быть произведены только по решению суда в целях осмотра нотариальных документов, что позволяет нивелировать риски, связанные с разглашением нотариальной тайны».
Верховный Суд Донецкой Народной Республики в целом поддерживает концепцию законопроекта, направленную на продление срока «переходного периода» до 1 января 2020 года, в течение которого будет функционировать как система частных нотариусов, так и развиваться система государственных нотариальных контор. Такой подход позволит продолжить поэтапное внедрение государственной системы нотариата с учетом возможностей финансирования из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, при этом права как граждан, так и юридических лиц будут гарантированы частными нотариусами.
Также обращаем внимание, что пунктом 4 статьи 2 законопроекта предлагается статью 8 Закона № 214-IHC изложить в новой редакции. В частности, часть 3 предлагаемой к дополнению редакции статьи 8 Закона № 214-IHC предусматривает следующее:
«Изъятие (выемка) у нотариуса, уполномоченных должностных лиц Республиканского нотариального архива, уполномоченных должностных лиц органов местного самоуправления реестров для регистрации нотариальных действий и документов, переданных на хранение, не допускается. Такие реестры и документы могут быть предоставлены суду по его решению для осмотра и возвращены судом немедленно после осмотра».
Следует отметить, что указанные положения, предусматривающие особенности проведения отдельных следственных действий, должны содержаться в уголовно-процессуальном законодательстве Донецкой Народной Республики.
Так, статьей 178 Уголовно-процессуального кодекса Украины от 28.12.1960 № 1001-V в редакции Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31.05.2016 № 7-58 «О применении уголовно-процессуального законодательства на территории Донецкой Народной Республики в переходный период», действующего на территории Донецкой Народной Республики, предусмотрено, что «принудительная выемка из жилья или иного владения лица проводится только по мотивированному постановлению судьи, которое выносится с соблюдением порядка, установленного частью 5статьи 177 настоящего Кодекса».
Также акцентируем внимание на недопустимость использования конструкции «и возвращены судом немедленно после осмотра» в связи с налагаемыми ограничениями на суд, препятствующими установлению объективной истины по делу. Кроме того, конструкция «немедленно» является оценочной и ее использование в законопроекте является нарушением предписаний Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах».
В связи с этим предлагаем в пункте 4 статьи 2 законопроекта часть 3 предлагаемой к дополнению редакции статьи 8 Закона № 214-IHC исключить.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект и выступает за его обсуждение и принятие с учетом указанным замечаний и предложений. Также анализируемый проект нормативного правового акта в целом не соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.