Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О государственной статистике» № 413-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен и проанализирован проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О государственной статистике» (далее – законопроект).
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 8 статьи 1 законопроекта предлагается статью 11 Закона Донецкой Народной Республики от 13.03.2015 года № 20-IНC «О государственной статистике» (далее – Закон № 20-IНC) изложить в новой редакции.
В связи с тем, что Актом о провозглашении государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики от 07.04.2014 года, Декларацией о суверенитете Донецкой Народной Республики от 07.04.2014 года, Конституцией Донецкой Народной Республики закрепляется официальное название государства, а именно Донецкая Народная Республика, предлагаем в части 1 предлагаемой редакции статьи 11 Закона № 20-IНC (пункт 8 статьи 1 законопроекта) слова «пределами Республики» заменить словами «пределами Донецкой Народной Республики».
Кроме того, в соответствии с частью 1 предлагаемой редакции статьи 11 (пункт 8 статьи 1 законопроекта) субъектами официального статистического учёта обеспечивается создание и ведение реестра статистических единиц. Данный реестр представляет собой автоматизированную систему сбора, накопления и обработки данных обо всех юридических лицах, обособленных подразделениях юридических лиц, которые находятся на территории Донецкой Народной Республики, а также обособленных подразделениях юридических лиц, которые находятся за пределами Республики, и физических лицах-предпринимателях.
Верховный Суд Донецкой Народной Республики обращает внимание, что в соответствии со статьёй 4 Закона № 20-IHCсубъектами, на которых распространяется сфера действия настоящего Закона, являются:
а) органы государственной статистики и сотрудники, которые от имени этих органов на постоянной или временной основе принимают участие в проведении статистических наблюдений;
б) респонденты:
юридические лица;
обособленные подразделения юридических лиц, расположенные в Донецкой Народной Республике;
физические лица, независимо от их гражданства, пребывающие в Донецкой Народной Республике, или сообщества таких лиц;
в) пользователи данных статистических наблюдений.
Учитывая то, ни действующая редакция Закона № 20-IHC, ни редакция предлагаемая законопроектом не распространяет действие Закона № 20-IHC на обособленные подразделения юридических лиц, которые находятся за пределами Республики, предлагаем в части 1 предлагаемой статьи 11 (пункт 8 статьи 1 законопроекта) конструкцию «, а также обособленных подразделениях юридических лиц, которые находятся за пределами Республики» исключить.
Кроме того, согласно части 3 предлагаемой редакции статьи 11 (пункт 8 статьи 1 законопроекта) органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, которые создают и ведут реестры и информационные базы данных о юридических лицах, обособленных подразделениях юридических лиц и физических лицах-предпринимателях, бесплатно предоставляют органам государственной статистики информацию, необходимую для формирования и актуализации данных.
Необходимо отметить, что предлагаемая редакция части 3 статьи 11 не содержит предписаний относительно порядка и условий предоставления указанной информации. Кроме того, необходимо предусмотреть в какой форме (бумажной, электронной) предоставляется информация.
Вышеуказанные обстоятельства являются существенными ввиду того, что информационные базы данных о юридических лицах, обособленных подразделениях юридических лиц и физических лицах-предпринимателях содержат персональные данные.
С учётом изложенного предлагаем в пункте 8 статьи 1 законопроекта предлагаемую редакцию статьи 11 дополнить частью 4 следующего содержания:
«Порядок и условия предоставления информации, указанной в части 3 настоящей статьи устанавливается Советом Министров Донецкой Народной Республики».
В пункте 10 законопроекта (предлагаемой редакцией статьи 12 Закона № 20-IНC) предусмотрено, что систему органов в сфере государственной статистики Донецкой Народной Республики составляет орган исполнительной власти, осуществляющий специальные функции в сфере статистики и его структурные подразделения в административно-территориальных единицах.
Обращаем внимание, что подпунктом «б» пункта 1 статьи 1 законопроекта предложено абзац девятый статьи 1 Закона № 20-IНC изложить в следующей редакции: «органы государственной статистики – орган исполнительной власти Донецкой Народной Республики, осуществляющий функции по контролю и надзору, а также специальные функции в сфере государственной статистики (далее – орган исполнительной власти, осуществляющий специальные функции в сфере статистики) и его структурные подразделения в административно-территориальных единицах».
Таким образом, конструкция «орган исполнительной власти, осуществляющий специальные функции в сфере статистики и его структурные подразделения в административно-территориальных единицах» охватывается понятием «органы государственной статистики», в связи с чем предлагаем в пункте 10 статьи 1 законопроекта слова «составляет орган исполнительной власти, осуществляющий специальные функции в сфере статистики и его структурные подразделения в административно-территориальных единицах» заменить словами «составляют органы государственной статистики».
В соответствии с частью 5 статьи 27 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IНС «О нормативных правовых актах» (в редакции от 24.06.2016 года) (далее – Закон № 72-IНС) в тексте нормативных правовых актов не допускаются обозначение пунктов, подпунктов, абзацев дефисами или иными маркированными знаками. В связи с этим предлагаем пункты 13, 14 статьи 1 законопроекта привести в соответствие с положениями части 5 статьи 27 Закона № 72-IНС.
Пунктом 23 статьи 1 законопроекта предлагается Переходные положения Закона № 20-IНC изложить в новой редакции, в частности, дополнить абзацами следующего содержания:
«На время военного положения для принятия решений в интересах экономической и продовольственной безопасности Донецкой Народной Республики, действие статей 23, 24 настоящего Закона в части ограничений на получение информации не распространяется на республиканские органы исполнительной власти и иные органы исполнительной власти, непосредственно подчиненные Совету Министров Донецкой Народной Республики, перечень которых утверждается Советом Министров Донецкой Народной Республики. Порядок предоставления такой информации определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики.
Полученная в соответствии с указанным порядком информация не подлежит передаче иным лицам, не может использоваться для принятия решения в отношении конкретного респондента, и подлежит использованию органом исполнительной власти исключительно для выполнения его функций в целях анализа и принятия решений в интересах экономической и продовольственной безопасности Донецкой Народной Республики.
5. Республиканскому органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере экономического развития, обеспечить разработку и направление на утверждение в Совет Министров Донецкой Народной Республики перечня республиканских органов исполнительной власти и иных органов исполнительной власти, непосредственно подчиненных Совету Министров Донецкой Народной Республики, которые имеют право на получение информации без ограничений, установленных статьями 23, 24 настоящего Закона и порядок предоставления такой информации».
Обращаем внимание, что ограничения, установленные статьями 23, 24 Закона № 20-IНC изначально устанавливаются в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, поскольку эти сведения могут составлять государственную или иную охраняемую законом тайну и отмена ограничения по распространению указанной информации может негативно повлиять на ситуацию в Донецкой Народной Республике.
На основании изложенного предлагаем вышеуказанные положения пункта 23 статьи 1 законопроекта исключить.
Кроме того по тексту законопроекта допущены нарушения требований пунктов 36, 40, 106 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 № I-494П-НС, в связи с чем предлагаем положения законопроекта привести в соответствие с предписаниями указанных Правил.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики поддерживает представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.