Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О социальной защите ветеранов войны» № 545-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики«О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О социальной защите ветеранов войны» (далее – законопроект).
Согласно пояснительной записке данный законопроект разработан с целью усовершенствования действующего законодательства Донецкой Народной Республики в сфере социальной защиты ветеранов войны.
Концепция рассматриваемого законопроекта основана на положениях Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон № 5-ФЗ), Закона Приднестровской Молдавской Республики от 01.02.2002 № 98-ЗИД-III «О социальной защите ветеранов войны» (далее – Закон N 98-ЗИД-III), Постановления Кабинета Министров Украины от 08.02.1994 № 63 «Об организационных мерах по применению Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», а также положениях самостоятельно разработанных субъектом права законодательной инициативы.
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Необходимо отметить, что разработчиком законопроекта в пункте 9 статьи 1 законопроекта предлагается приложение 1 к Закону Донецкой Народной Республики от 15.05.2015 № 47-IHC «О социальной защите ветеранов» (далее – Закон № 47-IHC) изложить в новой редакции, которая включает приложения 1-3 Закона № 47-IHC, закрепляющие перечень периодов боевых действий необходимый для получения статуса ветерана войны, а пунктами 10, 11 статьи 1 законопроекта предлагается приложения 2, 3 к Закону № 47-IHC исключить.
Вместе с тем в предложенной редакции приложения 1 к Закону № 47-IHC (пункт 9 статьи 1 законопроекта) необоснованно исключены такие периоды боевых действий как: Гражданская война: с 23 февраля 1918 года по октябрь 1922 года; советско-польская война: март-октябрь 1920 года; боевые операции по ликвидации басмачества: с октября 1922 года по июнь 1931 года; боевые действия в Китае: с августа 1924 года по июль 1927 года, октябрь-ноябрь 1929 года.
Следует обратить внимание, что данные изменения не были аргументированы разработчиком в пояснительной записке, в связи с чем невозможно определить причину, исходя из которой, вышеуказанные периоды боевых действий исключаются из Закона № 47-IHC. Кроме того, указанные периоды боевых действий закреплены и в российском законодательстве (Закон № 5-ФЗ). Учитывая то, что история наших государств (Донецкой Народной Республики и Российской Федерации) имеет ряд общих истоков, связанных с нахождением территорий в составе единого государства – Союза Советских Социалистических Республик в периоды формирования и существования которого происходили вышеуказанные боевые действия, предлагаем законопроект в данной части доработать.
Также необходимо отметить, что в пункте 9 статьи 1 законопроекта закрепляющем перечень периодов боевых действий отсутствует привязка конкретного боевого действия или войны к лицам, на которых распространяются меры социальной защиты.
Так, например, в действующей редакции Закона № 47-IHC и в Законе № 5-ФЗ лицами, принимавшими участие в боевых действиях в Алжире: 1962 - 1964 годы являются ветераны боевых действий и инвалиды боевых действий, которые конкретизированы в статьях 3-5 Закона № 47-IHC и статьях 3,4 Закона № 5-ФЗ.
Соответствующая классификация является необходимой, поскольку разграничивает лиц принимавших участие в войнах и боевых действиях определенным перечнем периодов боевых действий. Учитывая изложенное предлагаем пункт 9 статьи 1 законопроекта доработать в указанной части.
В пункте 29 предлагаемого приложения к Закону № 47-IHC (пункт 9 статьи 1 законопроекта) установлено, что к перечню периодов боевых действий относятся «боевые действия на территории Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии: с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года (для личного состава, ликвидирующего диверсионно-террористические группы и бандитизм)».
Однако в пункте «г» статьи 5 Закона № 47-IHC предусмотрено, что «инвалидами войны признаются: лица из числа бойцов и командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, действовавших в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года на территории Украинской, Белорусской, Литовской, Латвийской, Эстонской ССР, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей в этих батальонах, взводах и отрядах».
В соответствующих конструкциях закреплен одинаковый период действия, однако указаны разные территории, что может затруднить практическое применении, а также противоречит части 1 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах» в котором указано, что «текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля и юридической терминологии».
Исходя из этого предлагаем в пункте 29 предлагаемого приложения к Закону № 47-IHC (пункт 9 статьи 1 законопроекта) конструкцию «на территории Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии» заменить на «на территории Украинской, Белорусской, Литовской, Латвийской, Эстонской ССР».
Учитывая вышеизложенное предлагаем законопроект доработать в указанном аспекте.
Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 5, 48, 51 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений. Также анализируемый проект нормативного правового акта в целом не соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.