Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 19 Закона Донецкой Народной Республики «О профессиональных союзах» № 536-КД

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в статью 19 Закона Донецкой Народной Республики «О профессиональных союзах»(далее – законопроект).
Согласно пояснительной записке данный законопроект разработан с целью «устранения коллизий и пробелов и приведение положений статьи 19 к единообразию».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
В пункте 1 статьи 1 законопроекта предлагается статью 19 Закона Донецкой Народной Республики от 29.06.2015 № 65-IHC «О профессиональных союзах» (далее – Закон № 65-IHC) изложить в новой редакции. Пунктом 1 части 1 предлагаемой статьи 19 Закон № 65-IHC установлено, что «прекращение деятельности профсоюза, организаций профсоюза, объединения профсоюзов осуществляется: по решению профсоюза, организации профсоюза, объединения профсоюзов, принятым высшим органом управления профсоюза, организации профсоюза, объединения профсоюзов путем ликвидации или реорганизации с последующим присоединением к другому профсоюзу, организации профсоюза, объединению профсоюзов такого же статуса».
Необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 104 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 № 435-IV (действующего на территории Донецкой Народной Республики на основании части 2 статьи 86 Конституции Донецкой Народной Республики) юридическое лицо прекращается в результате реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации.
Исходя из этого, реорганизация профсоюза, организации профсоюза, объединения профсоюзов не может осуществляться исключительно путем присоединения. Более того, на практике возможны случаи, когда присоединением к другому профсоюзу, организации профсоюза, объединению профсоюзов такого же статуса будет невозможным, тем самым затруднит или сделает невозможным процедуру реорганизации.
Учитывая изложенное предлагаем пункт 1 части 1 предлагаемой статьи 19 Закон № 65-IHC доработать.
Согласно части 5 предлагаемой статьи 19 Закон № 65-IHC «процедура прекращения деятельности профсоюза, организации профсоюза, объединения профсоюзов со статусом юридического лица производится в соответствии с Законом о государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей».
В рассматриваемой части дана ссылка на Закон «о государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей». Отмечаем, что указанный закон в нормативной правовой базе Донецкой Народной Республики отсутствует.
На основании изложенного предлагаем в части 5 предлагаемой статьи 19 Закон № 65-IHC конструкцию «в соответствии с Законом о государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» заменить на «в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики».
В соответствии с пунктом 2 части 13 предлагаемой редакции статьи 19 Закон № 65-IHC «исполнение решения суда о запрете профсоюза, организации профсоюза, объединения профсоюзов влечет прекращение профсоюза, организации профсоюза, объединения профсоюзов как юридического лица».
Необходимо отметить, что организации профсоюза могут и не иметь статус юридического лица. Так абзацем 2 части 10 статьи 15 Закон № 65-IHC предусмотрено, что «статус юридического лица приобретают также организации профсоюза в этом же порядке. По решению первичной организации профсоюза она может действовать без приобретения статуса юридического лица». В связи с чем решение суда, касающееся их запрета, не будет распространяться на организации профсоюза.
Учитывая изложенное предлагаем пункт 2 части 13 предлагаемой статьи 19 Закон № 65-IHC доработать.
Частью 16 предлагаемой статьи 19 Закон № 65-IHC предусмотрено, что «прекращение деятельности организации профсоюза, как со статусом, так и без статуса юридического лица, осуществляется на основании решения профсоюза, организации профсоюза, объединения профсоюзов, принятого высшим органом управления профсоюза, организации профсоюза, объединения профсоюзов, в порядке, предусмотренном уставом, на основании которого они действуют».
Однако как указывалось ранее, прекращение деятельности профсоюза, организаций профсоюза, объединения профсоюзов осуществляется и по решению суда (пункт 2 части 1 предлагаемой редакции статьи 19).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 предлагаемой статьи 19 Закон № 65-IHC «по решению профсоюза, организации профсоюза, объединения профсоюзов, принятым высшим органом управления профсоюза, организации профсоюза, объединения профсоюзов путем ликвидации или реорганизации с последующим присоединением к другому профсоюзу, организации профсоюза, объединению профсоюзов такого же статуса».
Стоит отметить, что соответствующие противоречия будут иметь негативные последствия на практике применения, а также противоречат части 1 статьи 25 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах», которой предусмотрено, что «текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии».
На основании изложенного предлагаем часть 16 предлагаемой статьи 19 Закон № 65-IHC доработать.
Далее следует указать на то, что в законопроекте не урегулирован вопрос, касающийся реорганизации профсоюза, организации профсоюза, объединения профсоюза, исходя из чего, невозможно определить, на основании какого документа, в каком порядке и каким субъектом осуществляется реорганизация.
Также в исследуемом проекте нормативного правового акта не в достаточной мере разграничена процедура ликвидации профсоюза, организации профсоюза, объединения профсоюзов со статусом и без статуса юридического лица, в связи с чем затруднительно определить как осуществляется процедура прекращения деятельности указанных профсоюзов без статуса юридического лица.
Вышеуказанные пробелы могут негативно отразиться на правоприменительной практике и повлечь неблагоприятные последствия в соответствующих общественных отношениях.
На основании изложенного предлагаем законопроект доработать в соответствующих аспектах.
Обращаем внимание, что законопроект не содержит предписаний Совету Министров Донецкой Народной Республики, министерствам и другим органам исполнительной власти, обеспечивающих пересмотр и приведение своих нормативных правовых актов в соответствие с проектом рассматриваемого нормативного правового акта. Так, на данный момент на территории Донецкой Народной Республики действует Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 09.04.2015 № 5-18 «Об утверждении Временного положения о порядке легализации профессиональных союзов и их объединений», в котором закреплены положения касающиеся прекращения деятельности профсоюза и их объединений, и в случае принятия законопроекта будут в значительной степени отличаться от него.
На основании изложенного предлагаем законопроект дополнить «Заключительными положениями», в которых закрепить указанные предписания.
Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 5, 11, 82 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать представленный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений. Также анализируемый проект нормативного правового акта в целом не соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.