Заключение к проекту закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» № 530-Д

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (далее – законопроект).
Согласно пояснительной записке к законопроекту данный законопроект направлен на разрешение вопросов необоснованного и несправедливого налогообложения субъектов хозяйствования, осуществляющих временное размещение (хранение) отходов в отсутствие возможности передачи их на переработку и утилизацию, а также на корреляцию положений Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-IHC «О налоговой системе» (далее – Закон № 99-IHC) с Законом Донецкой Народной Республики от 09.10.2015 № 82-IHC «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 82-IHC) в части использования конструкций размещение отходов в «несанкционированных местах», «временное размещение (хранение) отходов».
В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается часть 143.5 статьи 143 Закона Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-IHC «О налоговой системе» (далее – Закон № 99-IHC) изложить в следующей редакции:
«при накоплении, хранении отходов в не предназначенных для этого местах или объектах ставка налога, предусмотренная в пункте 143.1 настоящей статьи, увеличивается в 5 раз».
В соответствии с действующей редакцией части 143.5 статьи 143 Закона № 99-IHC «за размещение отходов в несанкционированных местах, ставка налога, предусмотренная в пункте 143.1 настоящей статьи, увеличивается в 5 раз».
Таким образом, разработчиком предлагается понятие «размещение отходов», которое согласно пункту 16 статьи 1 Закона № 82-IHC представляет собой хранение и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах, заменить понятиями «накопление отходов» – временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Донецкой Народной Республики, с целью их дальнейшей утилизации, переработки, использования, обезвреживания, транспортировки или размещения (пункт 9 статьи 1 Закона № 82-IHC) и «хранение отходов» – складирование отходов в специально отведенных местах или объектах (сроком более чем одиннадцать месяцев) с целью их дальнейшей утилизации, переработки или удаления (пункт 10 статьи 1 Закона № 82-IHC).
Обращаем внимание на то, что исходя из положений как действующей редакции части 143.5 статьи 143 Закона № 99-IHC, так и предложенной редакции данной части можно прийти к выводу о том, что налогоплательщик при условии уплаты повышенной ставки налога имеет право размещать отходы в непредназначенных для этого местах.
В то же время Кодексом Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 № 8073-X (в редакции Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 № 2-22 «О временном порядке применения на территории Донецкой Народной Республики Кодекса Украины об административных правонарушениях») (далее – КоАП) предусмотрена ответственность за нарушение требований по обращению с отходами во время их сбора, перевозки, хранения, обработки, утилизации, обезвреживания, удаления или захоронения (статья 82 КоАП).
Кроме того Уголовным кодексом Донецкой Народной Республики (далее – УК) также предусмотрена ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, в частности, за хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил (часть 1 статьи 291 УК ДНР).
На основании вышеизложенного можно прийти к выводу о том, что часть 143.5 статьи 143 Закона № 99-IHC (как действующая, так и предложенная ее новая редакция) фактически не учитывает положения КоАП и УК ДНР, что является недопустимым. Наличие подобной коллизии может негативно отразиться на экологическом благополучии Донецкой Народной Республики в целом.
В связи с этим предлагаем пункт 1 статьи 1 законопроекта изложить в следующей редакции:
«часть 143.5 статьи 143 исключить».
Далее, в пункте 3 статьи 1 законопроекта разработчиком предлагается главу 29 Закона № 99-IНС дополнить статьей 2501. Так, частью 2501.1 статьи 2501 предусмотрено, что «до создания на территории Донецкой Народной Республики субъектов хозяйствования, осуществляющих обработку, переработку, утилизацию, использование, удаление и размещение отходов, и имеющих необходимую разрешительную документацию на указанные операции в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, но не позднее 31 декабря 2019 года, положения пункта 143.5 статьи 143 настоящего Закона не применяются к субъектам хозяйствования, которые осуществляют накопление, хранение отходов в отсутствие договора, указанного в пункте 143.7 статьи 143 настоящего Закона». Частью 2501.2 предлагается закрепить, что понимается под отходами, указанными в части 2501.1 статьи 2501.
Вместе с тем с учетом замечаний к части 143.5 статьи 143 Закона № 99-IHC закрепление предписаний, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 законопроекта, представляется нецелесообразным.
С учетом изложенного предлагаем пункт 3 статьи 1 законопроекта исключить.
Кроме того, в законопроекте нарушены требования пунктов 11, 48, 53 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2016 года № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.
На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать данный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений. Также отметим, что законопроект не соответствует избранному Донецкой Народной Республикой курсу на гармонизацию своего законодательства с законодательством Российской Федерации.